Разновидности ошибок, совершаемых при чтении Корана Часть III اللَحْنُ وَ أَقْسَامُه

اللَحْنُ وَ أَقْسَامُه
2013.04.24_14h48m28s_030_
Разновидности ошибок, совершаемых при чтении Корана
Часть III

2. Изменение грамматической функции слова

В арабском языке окончание слова зависит от местоположения этого слова в предложении. Из-за незнания правил грамматического строя предложения многие ошибаются при чтении Корана.

Примером тому может служить 7-ой аят суры «Ан-Нур»:

وَالْخَامِسَةُ أَنَّ لَعْنَتَ اللَّهِ عَلَيْهِ إِن كَانَ مِنَ الْكَاذِبِينَ

«И пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет».

В 9-ом аяте этой суры говорится:

وَالْخَامِسَةَ أَنَّ غَضَبَ اللَّهِ عَلَيْهَا إِن كَانَ مِنَ الصَّادِقِينَ

«И пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду».

Здесь слово «аль-хамисату» (الْخَامِسَةَ) в одном аяте приводится с даммой над буквой «та» (ة) , а в другом – с фатхой над той же буквой. В первом случае слово «аль-хамисату» является подлежащим. Во втором случае это слово, огласованое фатхой буквы «та», согласованно со словом «арбага» из предыдущего аята:

و يَدْرَؤُا عَنْهَا الْعَذَابَ أَنْ تَشْهَدَ أَرْبَعَ شَهَادَاتٍ بِاللَّهِ إِنَّهُ لَمِنَ الْكَاذِبِينَ

«Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет». (Коран 24/8)

Следующий пример – 154-ый аят суры «Аль-Бакара»:

وَلاَ تَقُولُواْ لِمَنْ يُقْتَلُ فِي سَبيلِ اللّهِ أَمْوَاتٌ

«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!»

А так же:

وَلاَ تَحْسَبَنَّ الَّذِينَ قُتِلُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ أَمْوَاتاً

«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха». (Коран 3/169)

В первом случае в слове «амватун» (أَمْوَاتٌ ) над буквой «та» (ت) стоит огласовка удвоенной даммы, оно является сказуемым для подлежащего «хум» (هم) («они»). Во втором случае слово «амватан» идет с удвоенной фатхой в конце слова, потому что оно является вторым простым дополнением к слову «тахсабанна» تَحْسَبَنَّ («считайте»).

В 177-ом аяте суры «Аль-Бакара»:

لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад».

В этой же суре в 189-ом аяте:

لَيْسَ الْبِرُّ بِأَنْ تَأْتُوْاْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا

«Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с обратной стороны».

В первом случае в слове «аль-бирра» (الْبِرَّ ) буква «ра» (ر) огласована фатхой, во втором случае – даммой. Имам Куртуби этот случай объясняет так: «Слово «бирра» огласовано фатхой, потому что глагол «лайса» (لَيْسَ ) относится к глаголу «кана» (كانَ) и подобным ему глаголам, которые окончание первого после себя слова («исму лайса») (اسم ليس) делают даммованным, а окончание второго слова («хабару лайса») ( خبر ليس) делают с фатхой».

За глаголом «лайса» следуют два определенных слова. Это означает, что любое из этих слов может быть подлежащим или сказуемым.

За глаголом «лайса» идет слово «аль-бирра», которое в этом случае пишется с фатхой, так как оно является «хабару лайса», а короткое предложение «ан тауаллю» ( أن تولوا ) является «исму лайса».

Во втором аяте слово «аль-бирру» может быть только «исму лайса», так как «хабару лайса» связан с союзом «би» (ب) в слове «биан та’ту» (بأن تأتوا), следовательно, огласовка буквы «ра» (ر) в слове «бирру» должна быть даммованной.

Приведем другой пример: слова Всевышнего в 32-ом аяте суры «Аль-Ахкаф»:

وَلَيْسَ لَهُ مِن دُونِهِ أَولِيَاء أُوْلَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

«И не будет у него покровителей и помощников вместо Него. Такие находятся в очевидном заблуждении».

Слова Всевышнего  в 20 аяте суры «Худ»:

وَمَا كَانَ لَهُم مِّن دُونِ اللّهِ مِنْ أَوْلِيَاء

«И не будет у них покровителей и помощников вместо Аллаха».

В слове «аулийау» (أَوْلِيَاء ) в первом аяте хамза огласована даммой, потому что оно является «исму лайса», во втором аяте оно также является «исмун», но – глагола «кана», и хамза касрованная из-за наличия предлога «мин» ( من). Однако пишется слово с фатхой, потому что является несклоняемым.

3. Непонимание различия между «тау-мутакаллим» (تُ) и «тау-мухатаб»( تَ تِ )

وَكُنتُ عَلَيْهِمْ شَهِيداً مَّا دُمْتُ فِيهِمْ فَلَمَّا تَوَفَّيْتَنِي كُنتَ أَنتَ الرَّقِيبَ عَلَيْهِمْ

«Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними». (Коран 5/117)

Слово «кунту» ( كنت) имеет букву «та» ( ت), огласованную даммой, такая буква имеет название «тау-мутакаллим», эта буква указывает на то, что есть «‘Иса» . Если буква «та» будет огласована фатхой, такая буква в арабской грамматике называется «тау-мухатаб» – обращение, здесь обращение к Аллаху . Если прочитать эти буквы, поставив другую огласовку или поменять их местами, то получится смысл, противоречащий разуму мусульманина, либо бессмысленный набор слов. Поменяв лишь одну огласовку, можно изменить смысл целого аята, что делать недозволительно.

4. Непонимание различия между двойным и множественным числом

Аллах  в 29-ом аяте суры «Аль-Фуссилат» сказал:

وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا رَبَّنَا أَرِنَا الَّذَيْنِ أَضَلَّانَا مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ

«И сказали те, которые не уверовали: «Господь наш, покажи нам тех двух из людей и джиннов, которые сбили нас».

Слово «аллязайна» ( اللذين) имеет форму двойного числа, но в Коране это слово пишется с одной буквой «лям» ( ل), и поэтому читающий Коран может перепутать двойное число с множественным, если не обратит внимания на то, что буква «заль» ( ذ) огласована фатхой.

Другой пример: Аллах  сказал в 17 аяте суры «аль-Хашр»:

فَكَانَ عَاقِبَتَهُمَا أَنَّهُمَا فِي النَّارِ خَالِدَيْنِ فِيهَا وَذَلِكَ جَزَاء الظَّالِمِينَ

«И завершением для обоих было то, что они – в огне, вечно пребывая там».

Слово «халидайни» ( خالدَيْن) в двойственном числе, но учащиеся путают его с множественным числом, так как в Коране часто повторяется выражение «Халидина фиха» ( خالدين فيها ), которое очень похоже на двойственное число, разница только в одной огласовке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика