Положения, связанные со звуком «ра» — ر Часть II

Положения, связанные со звуком «ра» — ر
Часть II

Нахождение в среде твёрдости и мягкости, с предпочтением к твёрдости

1. Если «ра» ر , по причине остановки, будет с сукуном, и первый предшествующий звук будет веляризованным и с сукуном, а второй предшествующий с «кясрой». Согласный «ра» ر будет при слитном чтении произноситься с огласовкой «фатха».
Такой вариант встречается в Коране в одном слове مصر в четырёх аятах:
2013.04.24_14h47m25s_024_

Причиной твёрдого произнесения является основа слитного произнесения и веляризованность предшествующего звука «сад».
Причиной мягкого произнесения служит остановка и «кясра» предшествующая веляризованному звуку.

2. Если согласный «ра» ر, по причине остановки, будет с сукуном, а предшествующая ей первая буква будет с фатхой/даммой/сукуном, которой предшествует буква с фатхой/даммой, а сама буква «ра» при слитном чтении будет с кясрой.
В кораническом тексте этот вариант встречается достаточно часто:
2013.04.24_14h47m38s_025_

Причиной твёрдого произнесения является остановка.
Причиной мягкого произнесения – слитное чтение, при котором будет читаться кясра.
Аль-Мутавалли, указывая на предпочтительность твёрдости, сказал:
و الراجح التفخيم في للبَشرِ           و الفجر أيضا و كذا بالنذر

Твёрдое произнесение по единогласному мнению учёных
По единогласному мнению учёных-чтецов согласный «ра» веляризуется в следующих вариантах:
1. Если «ра» ر будет с фатхой, вне зависимости от местоположения в слове, с условием слитного чтения:
2013.04.24_14h47m48s_026_

2. Если «ра» ر с даммой, независимо от местоположения в слове, при условии слитного чтения, а также в словах, к которым применяется правило равм, по причине его схожести со слитным чтением.
2013.04.24_14h47m57s_027_

3. Если «ра» ر с коренным сукуном идёт после буквы с фатхой, независимо от местоположения в слове.

2013.04.24_14h48m06s_028_

4. Если «ра»ر с коренным сукуном идёт после буквы с даммой, независимо от местоположения в слове.

2013.04.24_14h48m18s_029_

5. Если «ра» ر с коренным сукуном встречается после кясры, а за ней следует веляризованный звук.
В Коране встречается пять слов в таком варианте:
2013.04.24_14h48m28s_030_

6. Если «ра» ر встречается с коренным сукуном после кясры, которая будет исходной в предшествующем слове. Например:
2013.04.24_14h48m37s_031_
7. Если «ра»ر с коренным сукуном встречается в одном слове после причинной огласовки кясра, например:

2013.04.24_14h48m46s_032_

8. Если «ра» رс коренным сукуном встречается после причинной огласовки кясра, которая будет исходной в предшествующем слове, например:
2013.04.24_14h48m52s_033_

9. Если «ра» ر будет, по причине остановки, с сукуном, несмотря на основную огласовку, а предшествующая ей буква с фатхой, например:
2013.04.24_14h49m02s_034_

10. Если «ра» ر будет с сукуном по причине остановки, независимо от основной огласовки, а предшествующая ей буква будет с даммой, например:
2013.04.24_14h49m10s_035_

11. Если «ра» ر будет, по причине остановки, с сукуном, а при слитном чтении с огласовками фатха, дамма или удлинительным алиф, а предшествующая ей буква будет с коренным сукуном, которому предшествует буква с фатхой. Например:

2013.04.24_14h49m20s_036_

Исключением является случай с буквой лин, т.к., согласно ему, к звуку применяется мягкость. Например:

2013.04.24_14h49m27s_037_

12. Если «ра» رбудет, по причине остановки, с сукуном, а при слитном чтении с огласовками фатха, дамма или удлинительным вав, а предшествующая ей буква с сукуном, которой предшествует буква с огласовкой дамма. Например:
2013.04.24_14h49m39s_038_

Примечание:
I. Основа при произношении «ра»ر – твёрдость, что подтверждается словами имама аш-Шатибийа:

و فيما عدا هذا الذي قد وسفته      على الأصل بالتفخيم كن متعملا
Мухаммад ад-Даббаг в толковании труда аш-Шатибийа сказал: «Применяй к звуку «ра» его основу, являющуюся твёрдостью, кроме исключений, описанных в этой главе».
II. Следует отметить, что основа твёрдого произнесения звука «ра»ر находится в самом слове с огласовками фатха и дамма, а иногда она зависит от предшествующего и последующего звуков.

Имам аль-Джазарий в главе «Ра» сказал:

و رقق الراء إذا ما كسرت       كذاك بعد الكسر حيث سكنت
إن لم تكن من قبل حرف استعلا       أو كانت الكسرة ليست أصلا
و الخلف في فرق لكسر يوجد            و أخف بكريرا إذا تٌشَدّدُ

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. сестра:

    субхан Аллах. как много !!!!!!!!!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика