Основы науки рецитации (таджвида) Часть II

Основы науки рецитации (таджвида)
Часть II

9) Шариатское постановление науки рецитации.
Правильное чтение Корана является фардом ‘айн (личным обязательством) для каждого мусульманина и мусульманки, а знание теории таджвида – фардом кифайа. Изучение этой науки является обязательным для каждого мусульманина, знающего наизусть хотя бы одну суру Корана. И обязательность эта определена Кораном, Сунной и единогласным мнением мусульманской общины.
Коранический аят, который указывает на обязательность применения правил таджвида при чтении Корана находится в 4 аяте суры «Закутавшийся»:

أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«И читай Коран размеренным чтением».

Т.е. читай спокойно, размышляя, применяя правила таджвида – удлинения, слияние, сокрытие и т.д. Передаётся, что Али бин Абу Талиб (да будет Аллах доволен им) сказал, толкуя этот аят: «Размеренное чтение – это правильное произношение букв и знание остановок при чтении».
Если размышлять об этом аяте, то можно заметить, что Всевышний Аллах после глагола в повелительном наклонении «رَتِّل» (читай) применил отглагольное имя, которое указывает на важность правильного чтения Корана в повседневной жизни. Использование глагола в повелительном наклонении означает обязательность действия, если только нет указания на уменьшение до уровня желательности или разрешённости. Следует заметить, что приказ о размеренном чтении касается только Священного Корана. Для мусульманина должно быть достаточно чести в чтении Корана таким образом, которым Всевышний Аллах ниспослал его. В 32 аяте суры «Различие» Аллах говорит:

وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا

«И мы читали его размеренным чтением».

Ас-Самин (756 г.Х.) разъясняя 4 аят суры «Закутавшийся», сказал: «Основа размеренного чтения – это произношение каждой буквы без утруждения». Слово (الرتل) означает «упорядоченность при совершении чего-либо». В разъяснении этого аята, оно трактуется, как ясное и правильное произношение каждого коранического слова. Ибн Касир (774 г.Х.), толкуя этот аят, сказал: «Читай его без поспешности, чтобы помогло пониманию Корана и размышлению над ним».

Имам Муслим, передавая хадис №733 от Айши, в котором она описывает характерное чтения пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Он читал суру размеренным чтением так, что время её чтения становилось продолжительней».

Имам Абу Дауд передаёт хадис №4001 от Умм Салямы: «Каждый аят он читал отдельно (т.е. останавливаясь между аятами)». Существует множество доказательств в изречениях пророка (да благословит его Аллах и приветствует), указывающих на обязательность применения правил таджвида. Имам ас-Суютый в своей книге «Ад-Даруль Мансур фи ат-Тафсир билль Ма’сур» предаёт хадис от Мусы бин Язид аль-Киндий: «Ибн Мас’уд слушал одного человека, который читал Коран перед ним, и, когда он прочитал 60 аят из суры «Тауба» без применения удлинения в слове «لِلْفُقَرَاْء», Ибн Мас’уд остановил его и сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня читать не так!» Человек спросил: «А как он (да благословит его Аллах и приветствует) тебя учил?» и Ибн Мас’уд прочитал аят, применяя удлинение к слову «لِلْفُقَرَاْء»». Ибн Мас’уд, который был гарантом правильного чтения Корана после пророка (да благословит его Аллах и приветствует), порицал чтеца, прочитавшего слово без удлинения, хотя оставление удлинения не изменяет смысла слова. Т.к. чтение Корана – передаваемая сунна, порицание Ибн Мас’уда указывает на то, что нельзя оставлять ни одно из правил таджвида, что также подтверждал Зейд бин Сабит.

Этот хадис передаётся имамом ат-Табарийем в 9-ом томе книги «Му’джам аль-Кабир» на 148 странице, под номером 8677. Также он приводится Ибн аль-Джазарийем в 1-ом томе книги «Ан-Нашр» на страницах 315-316, с комментарием автора: «Этот хадис является веским доводом в этой главе, т.к. все его передатчики являются гарантами достоверности». Также имам аль-Хайсамий в 7-ом томе книги «Аль-Маджид аз-Заваид» на 155 странице сказал: «Передатчики этого хадиса являются достойными».

Имам ат-Табарий в книге «Аль-Авсат» передаёт хадис от Хузейфы, в котором говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После меня придут народы, которые будут читать Коран, придавая чтению схожесть с пением, церковной службой и причитанием. Их чтение не переходит границ гортани, а их сердца и сердца тех, кто восхищается этим чтением, далеки от истины». Также этот хадис приводит имам Байхакий в своей книге «Шуа’б аль-Иман». Имам Мухаммад Маккий Наср растолковал этот хадис в своей книге «Окончания полезных слов»: «Время, о котором говорится в хадисе, уже настало. И чтение каждого читающего Книгу Аллаха не так, как было ниспослано пророку (да благословит его Аллах и приветствует), не соблюдая правил, не называется чтением».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа, толкуя отрывок этого хадиса, сказал: «Речь идёт о тех, кто не задумывается над прочитанным и не применяет его в жизни. А применение означает чтение с таджвидом так, как было ниспослано пророку (да благословит его Аллах и приветствует)».

Третьим доказательством обязательности применения правил таджвида при чтении Корана является единогласное мнение учёных мусульманской общины на этот счёт, что считается сильнейшим аргументом.

Шейх Абу аль-И’з аль-Каланисий (435-521 гг.Х.)сказал:

«يا سائلا تجويدَ ذا القرآن فخذ هُديتَ عن أولي الإتقان
تجويدُه فرض كما الصلاة جاءت به الأخبار و الآيات ».

«О, спрашивающий о чтении Корана с таджвидом!
Научись правильному чтению у знающих.
Чтение Корана с таджвидом обязательно наравне с намазом.
Доказательство обязательности многократно упомянуто в аятах и сунне».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика