Основы науки рецитации (таджвида) Часть II | Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана

Основы науки рецитации (таджвида) Часть II

Основы науки рецитации (таджвида)
Часть II

9) Шариатское постановление науки рецитации.
Правильное чтение Корана является фардом ‘айн (личным обязательством) для каждого мусульманина и мусульманки, а знание теории таджвида – фардом кифайа. Изучение этой науки является обязательным для каждого мусульманина, знающего наизусть хотя бы одну суру Корана. И обязательность эта определена Кораном, Сунной и единогласным мнением мусульманской общины.
Коранический аят, который указывает на обязательность применения правил таджвида при чтении Корана находится в 4 аяте суры «Закутавшийся»:

أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا

«И читай Коран размеренным чтением».

Т.е. читай спокойно, размышляя, применяя правила таджвида – удлинения, слияние, сокрытие и т.д. Передаётся, что Али бин Абу Талиб (да будет Аллах доволен им) сказал, толкуя этот аят: «Размеренное чтение – это правильное произношение букв и знание остановок при чтении».
Если размышлять об этом аяте, то можно заметить, что Всевышний Аллах после глагола в повелительном наклонении «رَتِّل» (читай) применил отглагольное имя, которое указывает на важность правильного чтения Корана в повседневной жизни. Использование глагола в повелительном наклонении означает обязательность действия, если только нет указания на уменьшение до уровня желательности или разрешённости. Следует заметить, что приказ о размеренном чтении касается только Священного Корана. Для мусульманина должно быть достаточно чести в чтении Корана таким образом, которым Всевышний Аллах ниспослал его. В 32 аяте суры «Различие» Аллах говорит:

وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا

«И мы читали его размеренным чтением».

Ас-Самин (756 г.Х.) разъясняя 4 аят суры «Закутавшийся», сказал: «Основа размеренного чтения – это произношение каждой буквы без утруждения». Слово (الرتل) означает «упорядоченность при совершении чего-либо». В разъяснении этого аята, оно трактуется, как ясное и правильное произношение каждого коранического слова. Ибн Касир (774 г.Х.), толкуя этот аят, сказал: «Читай его без поспешности, чтобы помогло пониманию Корана и размышлению над ним».

Имам Муслим, передавая хадис №733 от Айши, в котором она описывает характерное чтения пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Он читал суру размеренным чтением так, что время её чтения становилось продолжительней».

Имам Абу Дауд передаёт хадис №4001 от Умм Салямы: «Каждый аят он читал отдельно (т.е. останавливаясь между аятами)». Существует множество доказательств в изречениях пророка (да благословит его Аллах и приветствует), указывающих на обязательность применения правил таджвида. Имам ас-Суютый в своей книге «Ад-Даруль Мансур фи ат-Тафсир билль Ма’сур» предаёт хадис от Мусы бин Язид аль-Киндий: «Ибн Мас’уд слушал одного человека, который читал Коран перед ним, и, когда он прочитал 60 аят из суры «Тауба» без применения удлинения в слове «لِلْفُقَرَاْء», Ибн Мас’уд остановил его и сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня читать не так!» Человек спросил: «А как он (да благословит его Аллах и приветствует) тебя учил?» и Ибн Мас’уд прочитал аят, применяя удлинение к слову «لِلْفُقَرَاْء»». Ибн Мас’уд, который был гарантом правильного чтения Корана после пророка (да благословит его Аллах и приветствует), порицал чтеца, прочитавшего слово без удлинения, хотя оставление удлинения не изменяет смысла слова. Т.к. чтение Корана – передаваемая сунна, порицание Ибн Мас’уда указывает на то, что нельзя оставлять ни одно из правил таджвида, что также подтверждал Зейд бин Сабит.

Этот хадис передаётся имамом ат-Табарийем в 9-ом томе книги «Му’джам аль-Кабир» на 148 странице, под номером 8677. Также он приводится Ибн аль-Джазарийем в 1-ом томе книги «Ан-Нашр» на страницах 315-316, с комментарием автора: «Этот хадис является веским доводом в этой главе, т.к. все его передатчики являются гарантами достоверности». Также имам аль-Хайсамий в 7-ом томе книги «Аль-Маджид аз-Заваид» на 155 странице сказал: «Передатчики этого хадиса являются достойными».

Имам ат-Табарий в книге «Аль-Авсат» передаёт хадис от Хузейфы, в котором говорится, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После меня придут народы, которые будут читать Коран, придавая чтению схожесть с пением, церковной службой и причитанием. Их чтение не переходит границ гортани, а их сердца и сердца тех, кто восхищается этим чтением, далеки от истины». Также этот хадис приводит имам Байхакий в своей книге «Шуа’б аль-Иман». Имам Мухаммад Маккий Наср растолковал этот хадис в своей книге «Окончания полезных слов»: «Время, о котором говорится в хадисе, уже настало. И чтение каждого читающего Книгу Аллаха не так, как было ниспослано пророку (да благословит его Аллах и приветствует), не соблюдая правил, не называется чтением».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа, толкуя отрывок этого хадиса, сказал: «Речь идёт о тех, кто не задумывается над прочитанным и не применяет его в жизни. А применение означает чтение с таджвидом так, как было ниспослано пророку (да благословит его Аллах и приветствует)».

Третьим доказательством обязательности применения правил таджвида при чтении Корана является единогласное мнение учёных мусульманской общины на этот счёт, что считается сильнейшим аргументом.

Шейх Абу аль-И’з аль-Каланисий (435-521 гг.Х.)сказал:

«يا سائلا تجويدَ ذا القرآن فخذ هُديتَ عن أولي الإتقان
تجويدُه فرض كما الصلاة جاءت به الأخبار و الآيات ».

«О, спрашивающий о чтении Корана с таджвидом!
Научись правильному чтению у знающих.
Чтение Корана с таджвидом обязательно наравне с намазом.
Доказательство обязательности многократно упомянуто в аятах и сунне».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика