Основы науки рецитации (таджвида) — Часть I

Основы науки рецитации (таджвида)

Часть I

  Таджвид, как и любая другая наука, имеет 10 основ, и  изучающему её необходимо их знать, т.к. эта информация даёт общее представление об изучаемом предмете.

1) Определение. Лексическое значение слова «таджвид» – произношение каждого звука арабского алфавита по правилам, применяя все присущие им свойства. Слово «таджвид» в арабском языке происходит от глагола جَوَّدَ , означающего «улучшать, повышать качество» и является масдаром (отглагольным действием). Таджвид – это достижение, улучшение конечной цели. Существует много определений слова «таджвид», данного ему учёными-предшественниками. Например, имам ад-Даний, который умер в 444 г.Х., сказал: «Таджвид – это применение свойств, присущих каждому звуку, улучшение произношения с оставлением искажений и чрезмерности». Каждый звук имеет право. Имам аль-Мар’аший (умер в 1150 г.Х.) сказал: «Это наука, которая изучает местонахождения звуков и их свойства». Обязанностью для изучающего таджвид является изучение артикуляции звуков и их свойств, всех правил, которые их касаются, а также применение знаний на практике, совершенствование в произношении, для достижения безошибочного чтения Корана.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что наука рецитация – это соблюдение определённых правил при произношении каждого звука (обращая внимание на место артикуляции, присущих данному звуку особенностей при остановке и продолжении чтения, без чрезмерности).

Абу А’мру ад-Даний сказал: «Чтец должен стремиться к правильному произношению звуков. Достижение этой цели возможно только путём упорных тренировок при условии, что обучающийся уже обладает твёрдой теоретической базой. Чтобы овладеть удлинением без излишеств, правильно произносить звук «хамзы», полноценно применять правило «идгам» и все остальные правила ясного и скрытого чтения, правильно произносить звуки с огласовками и сукуном, необходимо получать знания от преподавателей, чьё знание по цепочке восходит к пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Невозможно достичь  совершенства в науке чтения Корана, самостоятельно обучаясь по книгам, опираясь лишь на свои знания и опыт. Да смилуется Аллах на Ибн аль-Джазарийем, сказавшим: «Я не знаю иного способа достижения совершенства в науке рецитации, кроме продолжительных тренировок в чтении, под руководством знающих людей»».

После изучения мест артикуляции звуков и присущих им свойств, следует приступить к изучению правил, касающихся сложения букв, а также интенсивно оттачивать правильное произношение для достижения совершенства при чтении Священного Писания. Это – четыре основы науки рецитации.

 

2) Темой являются коранические слова, поскольку нужно применять правила таджвида при чтении Корана. Существует мнение, что эти правила следует применять также в отношении изречений пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Однако большее количество учёных придерживаются мнения, что правила рецитации применимы только к кораническому тексту.

3) Польза: исключение ошибок при чтении Корана, а также, по словам некоторых учёных, при чтении слов пророка (да благо-словит его Аллах и приветствует) и достижение довольства Всевышнего в обоих мирах.

4) Достоинство. Место, занимаемое таджвидом среди других наук, очень высоко, т.к. предмет изучения этой науки – слова Аллаха.

5) Местоположение по отношению к другим наукам. Одна из шариатских наук, связанная непосредственно с Кораном.

6) Основоположники. Основоположником практической рецитации  является пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), т.к. именно ему Священный Коран был ниспослан с таджвидом через ангела Джибриля (мир ему). И в неизменном виде сподвижники изучали Коран из уст пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а у них обучались табиины, и так знание дошло до нас.

А систематизировали, вывели правила и изложили их в своих трудах чтецы – основоположники теории таджвида. Между учёными существуют разногласия на счёт того, кто из нижеперечисленных учёных был первым: Абу аль-Асвад ад-Дуалий, Аль-Халиль бин Ахмад аль-Фарахидий, Абу Абид’ аль-Касим бин Саллям.

7) Название.  Наука, изучающая правильное чтение Корана называется «рецитация» или на арабском – «таджвид» – улучшение.

8) Начало науки рецитации. Исток науки таджвид в чтении Корана пророком  (да благословит его Аллах и приветствует), которое передавалось по цепочке сподвижникам, затем табиинам и т.д., пока в неизменном виде не дошло до наших дней. Большое количество передатчиков гарантирует достоверность передачи, что в хадисоведении принято называть «мутаватир».

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Ah abdallah:

    Ассаламу алейкум, машааллах, статья очень понравилась, да воздаст вам Аллах

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика