Мнения ученых о «Басмала»

fikh111Мнения ученых о «Басмала»

Часть первая:

Ученые-теологи (богословы) единогласны, что название аята взято из 27-й суры Корана:

قَالَتْ يَا أَيُّهَا المَلَأُ إِنِّي أُلْقِيَ إِلَيَّ كِتَابٌ كَرِيمٌ .29

إِنَّهُ مِن سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .30

29.  Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо.

30.  Оно – от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

(«Муравьи»29-30)

Также они единогласны в том, что опровергающий хоть одну букву из Басмалы выходит из числа мусульман.

Имам аль-Газали в своей книге «Аль-Мустасфа»(المستصفي), на 104 странице первого тома сказал: « Басмала из суры «Муравьи», и нет сомнений, что она из Корана».

Аль-Амадий в книге «Аль-Ихкам»(الإحكام), на 140 странице первого тома сказал: «Учёные единогласны во мнении, что название аята из коранической суры «Муравьи»».

Однако у ученые-теологи (богословы) разногласят насчёт Басмалы, которая находится в начале каждой суры, кроме девятой суры «Покаяние» — является ли она кораническим аятом или нет.

Известное мнение Имама аль-Шафии и других учёных в мазхабе, что Басмала является аятом в начале каждой суры, кроме девятой суры «Покаяние».

Доводами, подтверждающим это мнение, они считают:

  1. Басмала записывалась неотделимо от коранического текста, кораническим письмом по приказу Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Если бы она не являлась частью Корана, то Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) ясно сказал бы об этом. Также известно изречение Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Мне ниспослана сура «Изобилие», и он (Да благословит его Аллах и приветствует) произнёс Басмалу перед тем как приступил к чтению, что указывает на то, что Басмала в начале суры является кораническим аятом».

А изречение Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), передающееся от Умм Саламы, указывает на то, что Басмала несомненно является аятом из суры «аль-Фатиха», и это мнение не нуждается в комментариях.

В третьем томе книги «Аль-Маджму`» (المجموع), на 335 странице говориться: «Эти изречения Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), взятые вместе, указывают на то, что Басмала является аятом ».

  1. Сподвижники (да будет Аллах доволен ими), записывали Басмалу в Мусхафах в начале каждой суры, кроме девятой, эти действия указывали на то, что они единогласны во мнении, что Басмала — коранический аят. Общеизвестно усердие сподвижников в проверке на достоверность информации, собираемой для письма коранических аятов. Общеизвестно и то, что не являющееся частью Корана они записывали другим цветом, и также не записали «ат-тамин» (التأمين) и «ат-та`вуз» (التعوذ) в коранический текст. Если бы Басмала не была аято м из Корана, то они бы не писали её кораническим письмом в тексте.

Как сказал Имам аль-Нававий: «Эти доказательства,  которых придерживаются наши приверженцы, сильны в достоверности».

Аль-Хафиз Абу Бакр аль-Байхакий сказал: «Лучшее, что приводят наши приверженцы в доказательство — это то, что при тщательном выборе по достоверности того, что записывалось в Коран, сподвижники (да будет Аллах доволен ими),  не могли допустить 113 аята не из коранического  текста».

Аль-Газали сказал: «Лучшее доказательство — это письмо Басмалы кораническим письмом».

  1. Мнение, что Басмала в начале сур является аятом из Корана.

Это мнение является мнением многих предшественников:  Ибн Аббаса, Ибн Омара, Ибн аль-Зубайра, Тавуса, Макхула, Ибн аль-Мунзира, Имама Ахмада, Исхака, Абу Убейда и большинства ученых Куфы, Мекки и Ирака.

Достоверное мнение в Шафиитском мазхабе, что Басмала аят из Корана, на уровне постановления, то есть намаз не будет достоверным, если не прочитать Басмалу в начале суры «Аль-Фатиха», тогда как мнение о нарушении достоверности намаза при оставлении чтения Басмалы во всех остальных сурах не является категоричным.

Во втором случае тот, кто отрицает, что Басмала — аят, не становится неверующим, так как этот аят по постановлению, а не категоричным утверждением. Это мнение приводится на 332-333 страницах в третьего тома книги «Аль-Маджму`»(المجموع).

Достоверное мнение в Ханбалитском и Ханафитском мазхабах, что Басмала является кораническим аятом, но не является аятом суры «аль-Фатиха» и остальных коранических сур, а написана она, чтобы служить разделителем между сурами, кроме 9-ой суры. Доводом в достоверности своего мнения берут изречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое передается от Абу Хурайры: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две половины, когда Мой раб говорит: «الحمد لله رب العالمين». Аллах говорит: «Восхвалил Меня мой раб…». » (Муслим). Если бы Басмала была аятом, то в хадисе было бы начато с Басмалы.

Также единогласным является мнение ученых о том, что написанное в Коране является Словами Аллаха, а Басмала записана по приказу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Доводом в защиту того, что Басмала не является аятом в начале каждой суры, а является отсутствие доказательством на обобщенную передачу, что Басмала является аятом в начале каждой суры.

В подтверждение того, что Басмала для разделения между сурами, передается хадис  от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не знал где окончание суры и откуда она начинается, пока Джибрил (мир ему) не явился с (بسم الله الرحمن الرحيم)». (Абу Давуд 1/499).

Также говорят, что если бы Басмала была аятом из суры «аль-Фатиха», то молящийся не читал бы её про себя, а так как читается вслух, то она не является аятом из Корана.

Некоторые современники Ханафитского мазхаба говорят, что Басмала не аят из Корана, так как отрицающий не выходит из Ислама, а достоверность молитвы не зависит от чтения Басмалы. А то, что она записана в начале каждой суры, объясняется соблюдением общеизвестного повеления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждое дело, начатое не с  (بسم الله الرحمن الرحيم), является неполноценным».

Как сказал Ибн А`бидий это мнение слабо.

По другому мнению  Имама Ахмада – Басмала является аятом из суры «аль-Фатиха».

По мнению учёных Маликитского мазхаба, Басмала не является аятом из Корана, кроме той, которая в суре «Муравьи». Доводом приводят слова А`иша (да будет Аллах будет доволен ею): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал молитву с Такбира и чтения (بسم الله الرحمن الرحيم)». (Муслим).

Также приводят изречение сподвижника Анаса бин Малика: «Я молился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), Абу Бакром, Омаром и Османом, и каждый из них начинал свою молитву (الحمد لله رب العالمين)». А в другом источнике говорится: «…не читали (بسم الله الرحمن الرحيم) ни в начале суры, ни в конце».

На этом основываются действия ученых Медины, которые передавали это мнение от своих предшественников   и от сподвижников.

Ученые Шафиитского, Ханбалитского и современники Ханафитского мазхабов, опровергая мнение учёных Маликитского и предшественников Ханафитского мазхабов говоря о том, что Басмала не является  аятом из Корана, а приводится в начале коранических сур из-за благодати, соблюдая сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приводят нижеследующие доказательства:

  1. Доказательством того, что Басмала является кораническим аятом, служит её начертание кораническим письмом.

Это является дополнением к тем доказательствам, которые приводятся учёными Шафиитского и  наиболее достоверным из мнений существующих в Ханафитском мазхабе.

  1. Если бы Басмала написана из-за благодати, то достаточно было бы упоминания в начале Корана один раз, и не была бы написана в тех сурах, которые начинаются с именем Всевышнего Аллаха.
  2. А написание кораническим письмом в начале сур только из-за соблюдения сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является недостаточным доводом.
  3. Мнение, которое указывает, что Басмала записана кораническим письмом только для разделения между сурами, также недостоверно. Если бы это мнение было достоверным, то почему же она не написана между девятой и десятой сурами?!

Вывод:

Более достоверным мнением является то, которого придерживаются учёные Шафиитского мазхаба — что Басмала является аятом, и что она аят каждой суры, кроме девятой суры «Муравьи». Так как у этого мнения  наиболее сильные доказательства.

Как сказал Имам аш-Шавканий: «Басмала является аятом, из-за её написания кораническим письмом, что является основным аргументом, и это мнение  единогласно принято среди ученых».

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика