Толкователи из числа сподвижников — Ибн Аббас — 2 часть

quran2 часть.

 

Абдуллах б. Аббас(да будет Аллах доволен им).

 

Абдуллах б. Аббас б. Абдул-Муталлиб б. Хашим б. Абдул-Манаф аль-Кураший аль-Хашимий был сыном дяди Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его матерью была Лубаба аль-Кубра бинт аль-Харис б. Хазан аль-Хилалия. Родился он за три года до хиджры. Сразу после рождения его принесли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот смочил его губы своей благословенной слюной. Всё своё детство Ибн Аббас провёл рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), т.к. его тётя Маймуна была одной из жён Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).  Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умер, Абдуллаху б. Аббасу было тринадцать (по некоторым источникам – пятнадцать) лет. После этого он всегда находился рядом со сподвижниками, чтобы приобретать знания, которые не успел получить от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Учёные-историки ведут споры относительно года смерти этого сподвижника. Наиболее достоверным является мнение, что Ибн Аббас умер в 68-м году хиджры, в возрасте 70 лет, в городе Таиф, где он и был впоследствии похоронен. Похоронами руководил Мухаммад б. Ханафия.  По завершении обряда он сказал: «Сегодня умер учёный, являвшийся ученым мужем этой общины».

 

Его достижения в получении знаний.

Ибн Аббаса называли аль-Хибр (الحِبْر — перо) и аль-Бахр (لبَحْر — море) из-за обширности и глубины его знаний. В его высочайшем уровне его знаний о Коране нет сомнения. Некоторые учёные говорят даже о приостановке иджтихада в тафсире после его смерти.

Омар б. аль-Хаттаб говорил: «Ты — лицо нашей молодёжи, лучший среди них нравом, самый понимающий в вопросах Корана». Также Омар говорил: «Он — повзрослевший юноша, умеющий спрашивать и умеющий думать».

Одно из лучших нравственных качеств Абдуллаха б. Аббаса – скромность. Когда Омар спрашивал его о чём-либо в присутствии сподвижников, тот говорил: «Я не отвечу, пока они не выскажутся».

В сахихе аль-Бухари от Ибн Аббаса приводится следующая история: «Омар брал меня с собой на собрания сподвижников, и у некоторых из них возникала мысль: «Почему Омар разрешает ему присутствовать среди нас?» Омар почувствовал это и однажды, когда все собрались, спросил их: «Что вы знаете о значении слов Аллаха «إذا جاء نصر الله و الفتح  » («Когда придет помощь Аллаха и настанет победа»)?» Они ответили: «Всевышний повелевает нам восхвалять Его и просить у Него прощения». А некоторые из присутствующих ничего не ответили. Тогда Омар обратился к Ибн Аббасу: «А что скажешь ты?» Я ответил: «Это указание на окончание жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). «إذا جاء نصر الله و الفتح   » («Когда придет помощь Аллаха и настанет победа») – это знак его  кончины. «فسبح بحمد ربك و استغفره إنه كان توابا  » («Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния»)». Тогда Омар сказал: «Это единственно правильное толкование, и это указывает на глубину его знания и понимания». Ибн Мас`уд сказал: «Самым лучшим толкователем является Ибн Аббас».

А’та говорил о нём: «На собраниях у Ибн Аббаса присутствовали факихи, поэты, чтецы и каждый находил для себя что-то новое и обогащал свои знания».

Как-то люди сказали Тавусу: «Ты берёшь знания у этого юноши (т.е. Ибн Аббаса) и оставил сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?!» На что Тавус ответил: «Я видел, как семнадцать сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), имея разногласия по каким-либо вопросам, спрашивали мнение Ибн Аббаса и придерживались его».

Али б. Абу Талиба назначил Ибн Аббаса ответственным за хадж. Во время хутбы он прочитал суру «Бакара» (по другим источникам суру «Ан-Нур» («Свет»)) и растолковал её так, что если бы его услышали римляне и турки, то они приняли бы ислам.

Али б. Абу Талиб хвалил тафсир Ибн Аббаса и говорил: «Поистине, когда он толкует Коран, то как-будто видит сокровенное».

Передаётся от Абдуллаха б. Утба: «…темы собраний Ибн Аббаса были распределены по дням: в один день разбирался только фикх, в другой день занимались толкованием Корана, в следующий говорили о сражениях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), затем изучали историю арабов, потом был урок поэзии. Я не встречал ни одного учёного, который сидя на его уроках, не соглашался с его мнением. А каждый, кто спрашивал его, получал исчерпывающий ответ».

Жизнь Ибн Аббаса была посвящена получению и распространению знаний. Он не занимался ничем другим за исключением того времени, когда Али б. Абу Талиб назначил его наместником в Басру.

Самое лучшее, что было сказано про этого выдающегося сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), это слова Ибн Омара: «Ибн Аббас – самый знающий в общине Мухаммада».

 

Причины превосходства Ибн Аббаса.

1. Мольба за него Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в которой говорится: «О Аллах, надели его знанием Корана и мудростью». По другой версии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, даруй ему понимание религии и научи толкованию Корана». Тот, кто знаком с тафсиром посредством передачи, ощущает благодать мольбы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

2. Тот факт, что его детство прошло в доме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Аббас многое слышал от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принимал участие в событиях, после которых были ниспосланы коранические аяты.

3. Нахождение рядом со взрослыми сподвижниками после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он передавал от них большое количество хадисов и изучал причины ниспослания аятов Корана. Таким образом, он получал знания, которые не успел взять у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Аббас говорил о себе следующее: «Большинство хадисов я передал от ансаров. Иногда я приходил к одному и находил его спящим. Если бы я попросил, его бы разбудили. Однако я ждал у его двери, пока он сам не проснётся. Когда же он просыпался, я задавал ему свой вопрос, получал ответ и уходил».

4. Знание им арабского языка.  Ибн Аббас очень часто при толковании прибегал к арабской поэзии.

5. Достижение степени иджтихада, а также тот факт, что сдержанно высказывал свое мнение. Ибн Омар часто критиковал его за чрезмерность в высказываниях при толковании Корана, но когда осознавал его правоту, придерживался его мнения. Передаётся, что как-то к  Ибн Омару  пришёл один человек и спросил его о смысле аята  «أولم ير الذين كفروا أن السموات و الأرض كانتا رتقا ففتقناهما  ». Ибн Омар сказал ему: «Иди и спроси у Ибн Аббаса, и сообщи мне, что он тебе ответит». Когда этот человек задал этот вопрос Ибн Аббасу, тот ответил: «Небеса были целыми ( رَتْق), без дождя, и земля была без растений, и разделились  небеса, и  пошел дождь, и земля покрылась растениями». Когда Ибн Омар услышал этот ответ, он сказал: «Я говорил, что мне не нравится несдержанность Ибн Аббаса, однако теперь я узнал, что Аллах одарил его знанием».

Это самые явные доказательства превосходства Ибн Аббаса над остальными сподвижниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика