Ошибки при чтении аята ( اهدنا الصراط المستقيم)

بسم الله الرحمن الرحيم7rNRSuRDw5U

Ошибки при чтении  аята ( اهدنا الصراط المستقيم)

ошибки при чтении соединительной хамзы (حمزة الوصل ) в слове (اهدنا )

Ошибки, которые совершают при чтении соединительной хамзы (حمزة الوصل), идентичны ошибкам при чтении хамзы в слове (إياَّكَ ) в предыдущем аяте.

Аль-Джабарий (الجعبري ) (да смилуется Аллах над ним) сказал: «Ясно отличай букву (ه) «ха» (الهاء) от соединительной хамзы в слове (اهدنا)». В толковании сказано: «Буквы (ه) «ха» (الهاء) и хамза (ء) произносятся с одного места артикуляции, поэтому их произношение схоже. Буква (ه) «ха» (الهاء) — из числа слабых букв, то есть ей присущи «слабые» свойства.  А хамза (ء) – в противоположность букве (ه) «ха» (الهاء) — является сильной буквой с «сильными» свойствами. Когда две буквы с противоположными свойствами встречаются в одном слове, нужно стараться не аннулировать свойства слабой буквы при произнесении сильной буквы. Такую осторожность нужно проявлять при чтении слова (اهدنا )».

звук, схожий со звуком рвоты

Это может произойти из-за чрезмерного усилия при произношении.  Маккий б. Абу Талиб (مكي بن أبو طالب ) (да смилуется Аллах над ним) в своей книге «Ар-Риая» (الرعاية ) (с. 134) пишет: «Аль-Халиль б. Ахмад аль-Фарахидий ( الخليل بن أحمد الفراهيدي ) (да смилуется Аллах над ним) сравнил букву «хамза» (ء) со звуком рвоты». Также Маккий б. Абу Талиб (مكي بن أبو طالب ) (да смилуется Аллах над ним) (с. 146) сказал: «Чтец не должен прилагать чрезмерное усилие при произношении звука «хамза» (ء )» .

Аль-Мараший (المرعشي ) (да смилуется Аллах над ним) говорил: «Если чтец прилагает чрезмерное усилие при произношении хамзы (ء), появляется звук, схожий со звуком рвоты, что является ошибкой».

Аль-Мараший (المرعشي ) (да смилуется Аллах над ним) в книге «Баян Джахду аль-Мукиль» (بيان جهد المقل), подтверждая слова аль-Халиля б. Ахмад аль-Фарахидий (الخليل بن أحمد الفراهيدي ) (да смилуется Аллах над ним) о схожести звука «хамза» (ء) со звуком рвоты, сказал: «Звук «хамза» подобен звуку рвоты, если прилагается чрезмерное усилие».

Маккий б. Абу Талиб (مكي بن أبو طالب ) (да смилуется Аллах над ним) передает, что Абу Бакр б.Айя (друг ученого-чтеца Асима) (да смилуется Аллах над ними) сказал: «Имам в нашей мечети так ошибался в чтении хамзы (ء) в слове (مُؤْصَدَة), что хотелось затыкать уши, чтобы не слышать этого неправильного произношения».

неясное произношение огласовки «касра» ( ) у буквы «даль» (د) в слове (اهدنا)

твердое произношение буквы «нун» (ن ) в слове (اهدنا )

Эта ошибка появляется при слитном чтении, когда за буквой «нун» идет твердая буква «сад» ( ص ), вследствие чего невнимательный чтец произносит букву  «нун» (ن) тверже.

отсутствие  твердости  при произношении буквы «сад» ( ص ) в слове (الصراط)

В толковании книги «Аль-Вадих» (الواضح) сказано: «Чтец должен правильно  произносить букву «сад» (ص), также он должен следить, чтобы «алиф» (ا) не произносился твердо из-за близости с твердым звуком «сад» (ص)». Здесь речь идет об «алифе» (ا), находящемся перед буквой «сад» (ص), а не об «алифе» (ا), стоящем после буквы «ра» (ر), так как твердость или мягкость «алифа» (ا) зависит от впереди стоящей  буквы.

отсутствие ясного  произношения  буквы «сад» ( ص )

Маккий б. Абу Талиб (مكي بن أبو طالب) (да смилуется Аллах над ним) сказал: «Чтец обязан произносить букву «сад» (ص) со всеми присущими ей свойствами, обращая особое внимание на те свойства, которые отличают ее от буквы «син» (س), т.е. веляризованность  и твердость».

мягкое произношение  буквы «ра» (ر ) в словах (الصراط ) и (صراط )

Мягкое произношение буквы «ра» (ر ) возможно в чтении Варш от Нафии (ورش عن نافع).

назализация удлинительного «алифа» (ا),  идущего после буквы «ра»  (ر )

интенсивное произношение буквы «та» (ط ) в слове (الصراط)

Абу аль-Хасан аль-Саидий (أبو الحسن السعيدي) (да смилуется Аллах над ним) сказал: «Буква «та» (ط) должна произноситься без чрезмерной интенсивности, чтобы не  искажалось кораническое слово».

твердое произношение буквы «та» (ت ) в слове (المستقيم )

Произнесение буквы «та» (ط) вместо буквы «та» (ت) из-за влияния впереди стоящей буквы «каф» (ق), которая является твердой и веляризованной.

Абу аль-Хасан аль-Сафакасий (أبو الحسن الصفاقسي ) (да смилуется Аллах над ним) в своей книге «Напоминание беспечным (невнимательным) и наставление незнающим о совершаемых  ошибках при чтении ясной книги Аллаhа», говоря о ошибках чтецов при произношении буквы «та» (ت) сказал (с. 51): «…твердое произношении буквы «та» (ت), как это делают некоторые иностранцы. Нужно остерегаться твердого произношения, особенно когда следующая буква  твердая».

применение правила «сакт» (السكت) на букве «син» (س ) в слове (المستقيم )

Абу аль-Таххан аль-Андалусий (أبو الطحان الأندلسي) (да смилуется Аллах над ним) в своей книге «Аль-анба фи таджвид аль-куран» (الأنباء في تجويد القرآن ) (с. 35-36), разбирая качество произношения букв с сукуном сказал: «Ясное произношение буквы с сукуном — это произношение буквы со всеми присущими ей свойствами. Ошибка заключается в том, что при произношении делают паузу между звуками «син» (س) и «та» (ت), что отражается на свойствах буквы «син» (س), у которой появляется огласовка. Подобные ошибки наблюдаются у многих чтецов, особенно в тех случаях, когда сукун является огласовкой буквы «син» (س), как, например, в словах: (نستعين), (المستقيم), (يستأخرون)».

применение правила «калькала» (القلقلة) на букве «син» (س).

превращение буквы «каф» (ق) в букву «гайн» (غ), когда читают (المستغيم) вместо (المستقيم ).

превращение  буквы «каф» (ق) в букву «кяф» (ك ), когда читают (المستكيم) вместо (المستقيم ).

Ад-Даний (الداني) (да смилуется Аллах над ним) в своей книге «Ат-Тажрид» (التجريد) (с. 136) сказал: «Буква «каф» (ق) — звонкая и веляризованная, и если произносить звук «каф» (ق) без этих свойств, то получится звук «кяф (ك )».

чрезмерная твердость буквы «сад» ( ص ) в слове (الصراط )

Все веляризованные буквы — твердые. Существует пять степеней твердости букв. Ибн аль-Джазарий (ابن الجزري) (да смилуется Аллах над ним) в своей книге «Ат-Тамхид»(التمهيد  ) (с. 119-120) выделяет 5 таких степеней:

  1. Когда твердая буква встречается с огласовкой «фатха» (-َ), а последующая буква — «алиф» (ا).
  2. Когда твердая буква встречается с огласовкой «фатха» (-َ ) .
  3. Когда твердая буква встречается с огласовкой «дамма» (-ُ).
  4. Когда твердая буква встречается с сукуном.
  5. Когда твердая буква встречается с огласовкой «касра» (-ِ ).

Несоблюдение этих степеней при чтении является ошибкой. Также существует мнение, что этих степеней шесть. Махмуд аль-Хусари (محمود الحصري ) в своей книге «Ахкам аль-Кираа» (أحكام القراءة) (с. 150) пишет:

  1. Буква  с огласовкой «фатха» (-َ ), если за ней следует «алиф» (ا).
  2. Буква  с огласовкой «фатха» (-َ ).
  3. Буква  с огласовкой «дамма» (-ُ ).
  4. Буква с сукуном, если за ней следует буква с огласовкой «дамма» (-ُ) или «фатха» (-َ).
  5. Буква с сукуном, если за ней следует буква с огласовкой  «касра» (-ِ ).
  6. Буква с огласовкой «касра» (-ِ ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика