История Священного Корана — Часть 2 Развитие арабской письменности

87335102399811История Священного Корана

Часть вторая

Развитие арабской письменности.

До Ислама у арабов была письменность, и умение читать и писать считалось признаком мужества. Распространение письменности во многом определялось её наличием у соседних народов, живших в Йемене и Шаме. Арабы создавали свои государства. Одним из них было Набатейское царство (النبط) со столицей в городе Петра ((سلع)البتراء), находившееся на северо-западе Аравийского полуострова (юг нынешней Иордании). Оно просуществовало с 169 до н.э по 106 н.э. и было разгромлено римлянами. У Набатейского царства были торговые связи с  (الأراميون) Арамейским царством, в котором пользовались письменностью, и в последствии набатейцы разработали письменность, известную как (خط النبطي) «набатейское письмо». Арабы, жившие на севере, пользовались (خط الأنباري) анбарской письменностью, (خط الحيري) хирийской письменностью и т.д.  В Хиджазе была известна письменность (الجزم) аль-Джазм. При появлении ислама, письменность стала важным инструментом в  распространении религии.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из народа, который  был малограмотным. Об этом говорится в Коране в суре Преграды:

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ مَكْتُوباً عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ يَأْمُرُهُم بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَاهُمْ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَآئِثَ وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالأَغْلاَلَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ فَالَّذِينَ آمَنُواْ بِهِ وَعَزَّرُوهُ وَنَصَرُوهُ وَاتَّبَعُواْ النُّورَ الَّذِيَ أُنزِلَ مَعَهُ أُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

157. « которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобрямое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют».

И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) использовал различные методы обучения сподвижников (да будет Аллах доволен ими) письменности. Так, например, после битвы при Бадре было объявлено, что тот из числа пленных курайшитов, кто научит десятерых мединцев письму и чтению, получит свободу.

Как мы уже упоминали, количество писарей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), записывавших ниспосланные аяты,  достигало сорока человек.

Также были писари, которые работали над составлением государственных бумаг, среди них Халид бин Саид бин аль-А`ас, Муавия бин Абу Суфян, и были писари, специализировавшиеся в повседневных делах, в составлении соглашений, договоров купли-продажи, среди них  аль-Мушраб Шуба и аль-Хусайн бин Нумейр (да будет Аллах доволен ими).

Из писарей, которые занимались закятом – Абдуллах бин Аркам бин Абулягус, аль-Ала  бин Укба (да будет Аллах доволен ими).

Писарем по трофейным (оружие и другая добыча, захваченная при победе над неприятелем) вопросом был Муайкий бин Абу Фатима, который так же писал королям и отвечал им, и был переводчиком с персидского, византийского, эфиопского и египетского (القبطية) языков (да будет Аллах доволен им).

Были известны писари из племени Курайш в Мекке и племени Сакиф в Таифе, и из их числа были писари, которые впоследствии писали Кораны  во времена правления АбуБакра и Османа бин Аффана.

Иншааллах Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика