История развития «Наук Корана»

بسم الله الرحمن الرحي87335102399811م

История развития «Наук Корана»

Вторая часть (1)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) знал о Священном Коране столько, сколько открыл ему Всевышний Аллах. А сподвижники (да будет Аллах доволен ими) получали знания о Священном Коране, задавая вопросы Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Следует отметить, к тому же, что язык Корана был их родным языком — языком, которым они владели в совершенстве. Однако знания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников (да будет Аллах доволен ими) не были тогда развиты в отдельную науку и не были записаны, собраны в единую книгу. Объяснением этому может послужить тот факт, что они сами были носителями этого знания, и не нуждались в специальной литературе по этой теме.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) получал информацию посредством ниспослания. Всевышний Аллах взял на себя обязательство, что укрепит Священный Коран в нем, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не боялся того, что он (да благословит его Аллах и приветствует) может забыть что-либо из Священного  Корана или что-то не поймет. Как говорится в Священном Коране в суре  «Воскресение» в аятах  16-19:

لَا تُحَرِّكْ بِهِ لِسَانَكَ لِتَعْجَلَ بِهِ .16
16.  Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить.
إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ .17

17.  Нам надлежит собрать его и прочесть.

فَإِذَا قَرَأْنَاهُ فَاتَّبِعْ قُرْآنَهُ .18

18.  Когда же Мы прочтем его, то читай его следом.

ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا بَيَانَهُ .19

19.  Нам надлежит разъяснять его.

 
 
 
 

Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснял своим сподвижникам (да будет Аллах доволен ими) ниспосланные аяты и учил их всему, что необходимо было им для полноценного понимания Священного Корана. Это разъяснение происходило посредством слов, действий, нрава Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и довольства действием, совершенным при нем. Все это известно под названием «сунна Пророка» (да благословит его Аллах и приветствует).

В 44-ом аяте суры «Пчелы» говорится:

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ .44

44. …А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались.

Сподвижники (да будет Аллах доволен ими) были арабами, знающими все секреты арабского языка. Они также отличались хорошей памятью, и им было известно многое из чудотворности  Священного  Корана из-за чистоты арабского языка, — это то, что мы не в состоянии осознать даже при условии постижения большого количества наук.

Как известно, в те времена рукописей  было очень мало. В начале ниспослания Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал сподвижникам записывать что-либо кроме Священного Корана из-за возможности спутать другие тексты с текстом Корана. Имам Муслим (да смилуется Аллах над ним) передает от Абу Саид аль-Худрий (да будет Аллах доволен им), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Ничего) не записывайте за мной, а кто записал что-либо, за исключением Корана, пусть сотрёт это. Рассказывайте то, что от меня, в этом нет ничего такого, кто же намеренно оклеветал меня, пусть займет свое место в огне» (хадис № 2298).

Подготовительный этап создания «Наук Корана».

Во время  Усмана б. Аффана (да будет Аллах доволен им) Ислам распространился за пределы Аравийского полуострова, и религию Аллаха стали принимать люди, не говорившие на арабском. Их родные языки оказывали влияние на язык Корана. Появились разночтения. Это воздействие было настолько велико, что ученые-сподвижники (да будет Аллах доволен ими) посчитали необходимым утвердить единый канонический текст Корана. Усман б. Аффан (да будет Аллах доволен им) приказал собрать и уничтожить экземпляры Корана, которые были в то время на руках у мусульман. После этого все последующие списки Корана копировались с единого  унифицированного экземпляра. Этот Коран был впоследствии назван «мусхафом Имама».

Этим действием Усман б. Аффан (да будет Аллах доволен им) заложил основы одного из разделов «Наук Корана», который сейчас называется «Наука письма Корана» -علم رسم القرآن.

Когда главой уммы стал Али б. абу Талиб (да будет Аллах доволен им), он заметил, что влияние других языков на арабский язык достигло катастрофического уровня. Тогда четвертый халиф (да будет Аллах доволен им) приказал Абу аль-Асвад аль-Дуалий, разработать и зафиксировать письменно все правила арабской грамматики. Это было сделано для защиты языка Священного  Корана  от разрушительного воздействия других языков. Мы можем сказать, что Али б. абу Талиб (да будет Аллах доволен им) заложил основы науки «Грамматика (علم النحو)», позднее и другая наука получила развитие — «Ираб Корана (علم إعراب القرآن)».

После окончания правления Праведных Халифов началось правление Бани Умайя- بني أمية . Сподвижники и табиины  все свои силы направили на развитие и распространение «Наук Корана». И хотя тогда это происходило только в устной форме, это стремление можно назвать подготовительным этапом — первым шагом к последующему развитию «Наук Корана».

Первыми значимый вклад в развитие этой  науки внесли следующие сподвижники (да будет Аллах доволен ими): четыре праведных халифа, ибн Аббас, ибн Масуд, Зайд б. Сабит, абу Муса аль-Ашарий, Абдуллах б. аль-Зубайр (да будет Аллах доволен ими).

Среди табиинов, которые своим усердием развивали эту науку, были: Муджахид, Атаа, Икрима, Катада, аль-Хасан аль-Басрий, Саид  б.  Джубайр, Зейд б. Аслам (да смилуются над ними Аллах).

Продолжение следует, иншаааллах.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика