Развитие «наук Корана» как самостоятельной науки

بسم الله الرحمن الرحيم60756

Развитие «наук Корана» как самостоятельной науки.

Часть первая:

Терминологическое значение «наук Корана».

У  «наук Корана» бытует два определения:

1) науки Корана — это религиозные науки, выведенные из Священного Корана или основывающиеся на нем;

2) науки Корана — это такие научные темы, связанные со Священным Кораном, как: ниспослание, собрание в единую книгу, порядок сур, чтение, толкование, чудотворность и т.д..

В данный момент нас интересует второе определение. Первое понимание было распространено среди ученых-предшественников (да смилуется над ними Аллах). Но с развитием этой науки суть определения изменилась. Приведем пример определения «наук Корана» у ученых-предшественников (да смилуется над ними Аллах). Имам аз-Заркаший (الزركشي) (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Доводы о науках Корана» (البوهان في علوم القرآن) (т. 1,стр. 109) ссылается на аль-Кадий абу-Бакр бин аль-Арабий (القاضي أبو بكر بن العربي – ت 544ه), который упомянул в своей книге «Правило (закон) толкования» (قانون التأويل ): «Науки Корана состоят из 77450 наук, по количеству  слов Корана, а как сказали некоторые предшественники: «У каждого слова две стороны: явная и скрытая».

Некоторые ученые (да смилуется над ними  Аллах) говорили, что основа «наук Корана» состоит из трех частей: единобожие, напоминание и право.

В единобожие входят: знание о созданиях и о Создателе, с  присущими  Ему  качествами и действиями.

В напоминание входят: обещания и угрозы, рай и ад, внешнее и внутреннее очищение.

Право состоит из обязательств, разъяснения пользы и вреда, повелений и запретов, а также желательности.

И исходя из этого сура  «аль-Фатиха» (الفاتحة) стала называться «матерью Книги», где единобожие было от начала суры до конца четвертого аята «Властелину Дня воздаяния!» (لك يوم الدين), право — в пятом аяте «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (إياك نعبد و إياك نستعين ), и напоминание — с шестого аята до конца суры.

Абу аль-Хакам бин Барраджан (أبو الحكم بن برّجان-ت 627ه ) (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Наставление в толковании Корана» (الإرشاد في تفسير القرآن ) говорит: «Коран охватывает  три науки: науку об именах Всевышнего Аллаха и Его качествах, науку о пророчестве и его доказательствах, и науку обязательств и испытаний».

Также есть мнение, что Коран охватывает четыре науки: повеление, запрет, знание о прошлом и будущем.

Передается, что Мухаммад бин Джарир ат-Табарий (محمد بن جرير الطبري) (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Коран охватывает три вещи: единобожие, известие и вероучение, и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(قل هو الله أحد ) Скажи: «Он – Аллах Единый» равняется трети Корана», и эта сура охватывает единобожие».

Аль-Заркаший (الزركشي ) (да смилуется над ним Аллах) передает от аль-Кадий абу аль-Маалий Азизий (القاضي أبو المعالي عزيزي-ت 494ه) (да смилуется над ним Аллах), автора книги «Доводы в трудностях Корана» (البرهان في مشكلات القرآن ): «…поистине, Коран невозможно полностью обхватить, и его чудотворность не исчисляема, как сказал Всевышний Аллах «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он» ( وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَا إِلاَّ هُوَ) (Коран, 6/59).

Это определение «наук Корана» было известно среди ученых-предшественников (да смилуется над ними Аллах), но, как мы уже упоминали, впоследствии суть определения изменилась, и «науками Корана» стали называть отдельные темы, связанные со Священным Кораном.

Второе определение появилось с первыми попытками собрать темы Священного Корана в одно целое под названием «науки Корана». И первым, кто сделал это, был Ибн аль-Джазарий (ابن الجزري — ت 597ه ) (да смилуется над ним Аллах), который собрал в своей книге «Наука наук» (فنون الأفنان ) девять разновидностей «наук Корана».

Абу Шаама аль-Макдасий (أبو شامة المقدسي – ت 665ه) (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Краткое руководство»(المرشد الوجيز) собрал четыре темы «наук Корана».

Аз-Заркаший (الزركشي ) (да смилуется над ним Аллах) собрал в своей книге «Доводы в науках Корана» (البرهان في علوم القرآن ) сорок семь разновидностей тем «наук Корана».

Абдурахман бин Омар бин Раслан аль-Кананий аль-Мисрий (عبد الرحمن بن عمر بن رسلان الكناني المصري-ت 824ه) (да смилуется над ним Аллах) собрал пятьдесят тем «наук Корана» в своей книге «Расхождение наук от расположения звезд» (مواقع العلوم من مواقع النجوم ).

Джалаладдин ас-Суютий (جلال الدين السيوطي- ت 911ه  ) (да смилуется над ним Аллах) собрал в своей книге «Письмо в науках Корана» (التحبير في علوم القرآن ) сто две темы «наук Корана», а в книге «Совершенство в науках Корана» (الإتقان في علوم القرآن ) — восемьдесят тем «наук Корана».

Следует заметить, что слово «наука» в названии «науки Корана» стоит во множественном числе, что указывает на существование не одной науки, а многих ее разновидностей.

Продолжение следует с помощью Всевышнего Аллаха.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика