«Причина ниспослания аятов Корана» — Развитие науки

بسم الله الرحمن الرحيمKoran_b

«Причина ниспослания аятов Корана»

Развитие науки

Хвала Аллаhу, Господу миров, благословление и приветствия Пророку истинного пути, его роду, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним прямым путем.

Как известно, любая наука в своем развитии проходит несколько этапов. Наука о причинах ниспослания аятов Корана не является исключением. С помощью Аллаха постараемся рассказать об этапах становления этой прекрасной науки, ибо все науки, связанные со Священным Кораном, прекрасны.

Первый этап: период Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников (да будет Аллах доволен ими).

Многие аяты ниспосылались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве ответа на возникшие вопросы или в затруднительных ситуациях. Сподвижники (да будет Аллах доволен ими) запоминали такие случаи. Это знание в дальнейшем легло в основу науки о ниспослании коранических аятов.

Второй этап: период табиинов (да смилуется над ними Аллах) до записи сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Период Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) завершился с его (да благословит его Аллах и приветствует) кончиной. После этого сподвижники (да будет Аллах доволен ими) продолжили распространять религию Аллаха достойным образом, всеми возможными средствами, не жалея при этом ни здоровья, ни имущества. Последователи сподвижников (табиины) следовали по их стопам для получения знания. И наука (причина ниспосланий аятов Корана) передавалась от сподвижников (да будет Аллах доволен ими) их последователям (табиинам) (да смилуется над ними Аллах). Среди сподвижников (да смилуется над ними Аллах) и табиинов (да будет Аллах доволен ими), ставших известными благодаря тому, что они преуспели в получении знаний, можно назвать следующих:

Абдулла бин Масуд  (да будет Аллах доволен им) — его ученики из числа табиинов (да смилуется над ними Аллах): Зурр бин Хабиш, абу Ваил Шакик бин Салама, Алкама, аль-Асвад и другие.

Абдулла бин Аббас (да будет Аллах доволен им) — его ученики из числа табиинов (да смилуется над ними Аллах): Саид бин Джубайр, Атаа бин абу Рабах, Таавус бин Кайсан аль-Йманий и другие.

Мать правоверных Аиша (да будет Аллах доволен ею) — ее ученики из числа табиинов (да смилуется над ними Аллах): Масрук, `Урва бин аль-Зубейр, абу Салама бин абд аль-Рахман и другие.

Третий этап: период записи сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

При жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) записи его изречений практически не велись. Лишь некоторым своим сподвижникам (да будет Аллах доволен ими) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил за собой записывать. Так продолжалось до прихода к власти праведного халифа У`мара бин абд аль-Азиза (да будет Аллах доволен им). Он осознал важность записи хадисов  и приказал своему наместнику в Медине Абу Бакру бин Хазм: «Собери изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и запиши, так как я боюсь малочисленности уроков и смерти ученых». Его приказ был разослан и в другие регионы, где люди также стали собирать и записывать изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Так начали появляться первые сборники хадисов. Среди ученых составлявших их можно назвать следующих: ибн Джурайдж (150 год хиджры) в Мекке, ибн Исхак (151 год хиджры)  и  Малик (179 год хиджры) в Медине, аль-Авзаий (156 год хиджры) в Шаме, Суфян ас-Саврий (161 год хиджры) в Куфе и др.

Четвертый этап: становление науки.

После распространения сборников хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), начали появляться книги, в которых были собраны только достоверные изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), например, сахихи имама аль-Бухари (256 год хиджры) и имама Муслима ( 261 год хиджры). В этих и других сборниках хадисов можно было найти изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так или иначе связанные с причинами ниспосланий Коранических аятов. Такая ситуация сохранялась до наступления следующего периода.

Пятый этап: появление отдельных книг, полностью посвященных изучению причин ниспосланий коранических аятов.

Таких изданий — несколько десятков. Упомянем некоторые из них:

— «Разъяснение причин ниспосланий», Маймун бин Махран (117 год хиджры)

— «Причины ниспосланий», Али бин аль-Маданий (234 год хиджры)

— «Причины ниспосланий», Али бин Ахмад аль-Вахидий (468 год хиджры)

— «Причины ниспосланий», Абу аль-Фарадж ибн аль-Джавзий (597 год хиджры)

— «Трактат о причинах ниспосланий», Али бин Шихаб ад-Дин аль-Хамаданий (786 год хиджры)

— «Наилучшие слова о причинах ниспосланий», Джалал ад-дин ас-Сютий (911 год хиджры)

Ученые до сих пор продолжают писать и издавать книги об этой прекрасной науке, облегчая мусульманам понимание Священного Корана. Да вознаградит их Аллах за этот тяжелый труд.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика