Языковое значение слова «рассказ» (القصص )

بسم الله الرحمن الرحيم

60756Языковое значение  слова «рассказ» (القصص )

Имам ибн Фарис говорит в своей книге о слове قَصص  : « القَصّ – указывает на прослеживание чего-то (следовать по стопам). Также: اقتصَصْتُ الأثر   означает «следовать по стопам». Отсюда и произошло القِصاص  — «возмездие, расплата», так как при расплате с провинившимся делается то же, что сделал он, и это является следованием по стопам его действий»1.

القِصَّة   — «история, рассказ». القَصَص – «рассказывание, повествование».

Рассказывая о чем-либо, следуют по стопам истории.

Имам ар-Рагиб аль-Асфаханий говорил: «القص– «следовать по стопам», القَصَص – «последовательность в истории». 2

( إن هذا لهو القصص الحق)

«Воистину, это – правдивый рассказ». («Семейство Имрана», 3/62)

Условия рассказа:

1-      Последовательность изложения.

2-      Достоверность информации.

Слово قَصَص  со всеми формами этого слова в Коране встречается 30 раз: как глагол прошедшего времени — 4 раза; как глагол настояще-будущего времени — 14 раз; как повелительная форма глагола — 2 раза; в форме (القَصَص  ) — 6 раз; в форме (  القِصص  ) — 4 раза.

В Коране встречаются:

— рассказы, которые Аллаh ниспосылал Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует):

«Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали». («Женщины», 4/164)

«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе. Все посланники показывали знамения только с дозволения Аллаха. Когда же явится веление Аллаха, будет вынесен истинный приговор, и тогда приверженцы лжи окажутся в убытке». («Верующий», 40/ 78)

«Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом». («Юсуф», 12/3)

«Мы расскажем тебе их историю правдиво. Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути». («Пещера», 18/13)

— рассказы со слов посланников (мир им):

«О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники из вашего числа, которые читали вам Мои аяты и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» («Скот», 6/130)

— рассказы Корана:

«Воистину, этот Коран рассказывает сынам Исраила (Израиля) большую часть того, о чем они расходятся во мнениях». («Муравьи», 27/ 76)

— приказ Аллаhа пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует) доносить рассказы до людей как напоминание им:

«Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, – быть может, они призадумаются». («Преграды», 7/176)

Аллаh говорит, что рассказы являются назиданием:

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей». («Юсуф», 12/111)

Правдивость коранических рассказов:

«Воистину, это – правдивый рассказ. Нет иного божества, кроме Аллаха, и, воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый.  Если же они отвернутся, то ведь Аллаху известно о тех, кто распространяет нечестие». («Семейство Имрана», 3/62-63)

 

———————————

1-      «Макайис аль-луга»

2-      «Муфрадаат алфаз аль-кураан», стр.671

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика