Разум и желания души

pwtgo1_500Разум и желания души

Изначально когда я только начал размышлять над этой работой, то думал, что основа всем благим действиям человека является сила воли, и подтверждал себе это словами: «Сколько надо ума, чтобы открыть  книгу и начать её читать?». Я считал, что для того чтобы открыть книгу и начать по ней получать знания, развиваться и стать умным человеком необходимо в первую очередь  не разум, а сила воля. Чтобы открыть книгу и начать её читать, необходимо же проявить волю и заставить себя это делать. Силу воли я ставил выше разума и считал её самым главным качеством счастливого человека. И большинство людей так же считают. Всему выше сказанному можно задать встречный вопрос: «Но почему же тогда большинство людей, когда видят счастливого, успешного и благородного человека говорят о нем: «Какой же он умный человек!»? И редко слышим от людей, когда они говорят: «Какой же он волевой человек!»». В следствие, эти слова говорят о том, что все-таки разум в жизни человека играет первостепенную роль, а не сила воли! Но как же тогда разум может играть главную роль в жизни человека, когда проявлять силу воли и заставлять себя действовать (например, прочитать книгу) мы считаем важнее? И хвала Аллаху, наконец, для себя я нашел ответ на свой вопрос и понял свою ошибку. Ошибку в том, что все-таки сила воли не важнее разума и знаний. А она является  результатом комплексного развития человека, а первым в этом развитии стоит разум.  Да, для того чтобы открыть книгу и по ней учиться нужна сила воли, т.е. уметь заставлять себя действовать. Но воля сама по себе не может быть не обоснованной. Воля обязательно на чем-то основывается, чем-то мотивируется и ею что-то движет и для того чтобы совершить  не осознанный и вредный поступок в нашей жизни также необходима сила воли. Давайте по подробнее разберем, что же движет человеком и что является основой для всех его действий.

Источником всех действий человека являются разум или желания души. Это основной двигатель всех действий человека. В свою очередь они порождает веру и невежество, которые идут в сочетании вера с разумом, а невежество с желаниями души. Есть также качества человека, которые побуждают к благим действиям это терпение, решительность и борьба. Противоположные этим качествам являются отчаяние, сомнение и лень.  В совокупности разум, вера, терпение, решительность и борьба, а также желания души, невежество, отчаяние, сомнение и лень составляют нашу силу воли. Только одна будет иметь благой исход, а другая вредный и губительный.  Давайте обо всем этом поговорим поподробнее.

Желания души

Что такое душа. В Коране Аллах дает ответ на этот вопрос и говорит:

«Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа возникла по повелению моего Господа. Вам дано знать об этом очень мало». Сура 17, аят 85.

Душа дает жизнь нашему телу.

Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

“Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течении сорока дней в виде капли семени, затем он столько же  прибывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же – в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным…..»” Аль Бухари и Муслим.

А когда Аллах забирает душу с тела человека, он умирает.

Аллах в Коране говорит:

«А когда душа подступает к горлу и вы смотрите на умирающего». Сура 56, аяты 83-84.

Также из Корана нам известно о том, какими качествами, наделена наша душа.

Всеведущий Аллах говорит:

«… Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». Сура 4, аят 128.

Также Аллах в Коране говорит слова женщины, которая хотела соблазнить Йусуфа, мир ему:

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный». Сура 12, аят 53.

И Аллах в Коране говорит об одном из сыновей Адама:

«Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток». Сура 5, аят 30.

Всемогущий Аллах говорит:

«Он (Самаритянин) сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Джибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это». Сура 20, аят 96.

И Всевышний Аллах говорит:

«Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?». Сура 28, аят 50.

Как видите, душа человека скупая и повелевает зло. Она постоянно соблазняет человека, нашептывает ему дурное и подталкивает к греху. Если подчиняться свое душе и потакать её желаниям, то она отдалит нас от разумных действий, приведет к заблуждению и не подчинению верному руководству от Аллаха и приблизит нас и окружающих нас людей к тому, что является греховным, вредным и губительным.

Разум

Разум это то, единственное отличие от всех остальных живых существ, которым нас (людей) и джинов наделил Всемогущий и Великий Аллах. Разум дает человеку такие способности: как выбирать и принимать решение, контролировать и управлять своими действиями, познавать, учиться, размышлять и совершенствоваться, а также отчитывать себя за прошлые действия. В Судный День человек будет спрошен за свои деяния, а они будут соответствовать тому, как он пользовался своим разумом.

Для того чтобы более глубже разобрать что такое разум я бы хотел назвать его «осознанием», т.к. именно осознание дает более глубокое объяснение что такое разум. И следующие вопросы нам это покажут: «Когда мы что-то решаем выполнить, то полноценно ли мы осознаем, какую пользу и какой вред принесет нам это дело? Всегда ли наши действия бывают осознанными или наше сознание не контролирует то, что мы делаем, о чем думаем, на что смотрим, что слышим и что говорим? Задаем ли мы себе вопрос о том, что нами движет в совершении тех или иных действий или нам все равно на поводу чего мы идем?». Как вы видите, такое качество как осознание играет самую важную роль в жизни человека. Человек страдает в этой жизни из-за не полноценной работы своего сознания, а вследствие его действия приближены к  действиям животных, которые как раз не имеют разума и живут инстинктом.

Аллах в Коране говорит:

 «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». Сура 7, аят 179.

Давайте разберем, какие бывают проблемы, которые возникают при не полноценном развитие и не достаточной работе нашего разума, к чему это приводит, как эти проблемы обходить и каким способом решать.

Проблемы разума

— отсутствие контроля над своими действиями

Во-первых, проблема в том, что мы не контролируем то, что делаем, о чем думаем и чего желаем. Часто наши действия бывают самопроизвольными, автоматическими. Как будто нас кто-то ведет и просит выполнить те или иные действия, а мы безукоризненно и послушно не задавая себе вопроса и ни сколечко не сопротивляясь (им), все выполняем. И бывает так, что мы вовсе не контролируем себя и не знаем о том, что мы делаем, а потом долго вспоминаем о том, что же мы делали, о чем же говорили. Часто мы начинаем контролировать себя в совершении того или иного дела, когда уже сильно увлеклись этим делом и не можем остановиться, и даже не помним как и когда его начали. И очень редко контролируем себя в том или ином деле, когда ещё не приступили к нему и только о нем подумали. Как раз этот контроль нам и нужен. Также наш контроль в совершении дела изредка то — появляется, то — исчезает. Например, когда мы совершаем намаз, то вначале думаем о том, что сейчас совершаем. Нам этого хватает на несколько секунд. Затем мы на несколько минут забываем о намазе, думаем о других вещах. Потом мы снова на несколько секунд возвращаемся к намазу и снова задумываемся о другом. И так до конца намаза. В общем, весь наш намаз находится под контролем нашего сознания не больше половины минуты из совершенных пяти-семи  минут. Также происходит и в любом другом деле.

Мы не контролируем себя, когда делаем два, а то и три дела одновременно или делаем одно дело, а в это время думаем о другом деле (дела в одном месте, а разум в другом). Бывает совершаем намаз и забываем сколько ракаатов мы совершили. Это потому что наши мысли не с нашими делами. Вследствие, чего совершаем дела не осознанно, внешне, по памяти и без участия разума.

В одном исследовании людей спрашивали, сколько решений о еде они принимали в течении дня. Что они отвечали? В среднем люди предполагали, что 14. Но когда их же попросили аккуратно отследить свои решения (о еде), оказалось, что в среднем выборов было 227. Выходит, изначально люди не знали о 200 с лишним случаях – и это только решение о еде. И это от того что люди не контролируют себя.

В другом случае, одна девушка так часто заходила в интернет, чтобы посмотреть свою электронную почту, что в дальнейшем даже это стало раздражать близких её людей. И потом, когда у неё от этого начали возникать проблемы, она решила избавиться от этой привычки. Один из методов, которым она решила воспользоваться для этого — это контролировать свои действия. И это оказалось для неё не так просто. Она пыталась контролировать свои действия и не совершать свою вредную привычку, но часто уже ловила себя на том, как с большим интересом проверяла свою электронную почту. Вот так она забывала о контроле и не осознанно совершала свои действия. Так человек не контролирует свои действия и может совершить то о чем даже может и не узнать. Подобным образом мы слушаем своих собеседников. Когда нам что-то говорят, мы вроде бы слушаем, но спроси нас через некоторое время о том,  что нам сказали, мы можем не ответить, т.к. не контролировали себя и не осознавали того что нам говорили. Мы внешне находимся с человеком и вроде бы слушаем его, но наше сознание далеко от этого человека и от того что он нам говорит.

Как правило, мы не контролируем себя, когда следуем за желаниями своей души, ведь для того чтобы удовлетворить свои потребности нет необходимости использовать разум. Разумные действия всегда сопровождаются контролем и осознанием особенно когда они тяжелы и не приятны. Наши желания постоянны и безграничны, но мы не задумываемся о том, чего же желаем, принимаем решение на автопилоте, не осознавая того что нами движет и не задумываясь о последствиях. Наше сознание отдалено от наших реальных повседневных действий.  Поэтому совершается много бездумных, беспорядочных и плохих поступков. Так создаются плохие привычки и отрицательные качества характера, от которых в дальнейшем трудно избавиться.  Сознание и контроль может быть только с хорошими, благими поступками и делами, но при этом благие и хорошие дела могут совершаться не осознанно и без контроля над ними. Вот такую важную роль играет осознание и контроль над собой.

 — отвлечение внимания

Баба Шив, профессор маркетинга из Стэнфордской высшей школы бизнеса, доказал, что, когда люди отвлекаются, они более склонны поддаваться искушениям. Например, студенты, которые пытаются  запомнить телефонный номер, на 50 процентов чаще выбирают для перекуса шоколадный кекс вместо фруктов. Рассеянные покупатели более восприимчивы к магазинной рекламе и с большей вероятностью унесут домой незапланированные приобретения*. Телевидение, интернет, средства связи, различные видеоигры, фильмы, мультфильмы, все  средства материальной роскоши, внешний облик человека и многое другое –  это все то, что привлекает наше внимание, и от чего посредством  органов чувств мы получаем наслаждение. Наше внимание, стремясь к мирскому наслаждению, отвлекает нас от наших полезных мыслей, планов и дел. А все что нас отвлекает, перегружает наш мозг, засоряет наше сознание и мы в своих решениях, руководствуемся не разумом, а желаниями ненасытной души.

Всевышний Аллах говорит:

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это – блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее». Сура 20, аят 131.

Когда вы идете по улице постарайтесь проследить за тем, что привлекает ваше внимание и отвлекает вас от полезных мыслей. Вот вы сидите дома и у вас есть дела, которые надо выполнять. Посмотрите, что в такой ситуации привлекает ваше внимание и отвлекает вас от дел. Вы собираетесь выучить уроки, посмотрите на то, что и в этой ситуации вас отвлекает от этого дела. Все что нам нравится в этом мире, нас отвлекает от наших благих мыслей и полезных дел. Если мы не будем следить за тем, на что отвлекается наше внимание, не будем оберегать себя от «блеска земной жизни», то это может выработать в нас привычку «искать в этих вещах наслаждения». Это приведет к зависимости и мы уже будем постоянно нуждаться и наслаждаться тем что нас отвлекает. И от этого конечно же сама наша душа, наш разум и наши дела будут страдать.

— не родной язык

Когда мы совершаем намаз, читаем и заучиваем Коран, обращаемся к Аллаху с мольбами, произносим все только на арабском языке. И осознаем ли мы из того, что говорим в намазе, что читаем в Коране и когда обращаемся к Аллаху с мольбами? Ведь для многих из нас арабский язык является не родным, чуждым и не понятным языком. Мы его не знаем и не понимаем, но к счастью хотя бы умеем читать. Но умение лишь только читать на арабском языке нам не достаточно, чтобы осознавать содержание и смысла текста. Да и читаем мы Корана в большей степени с ошибками и даже этого не хотим осознавать. А от осознания зависит полноценность совершаемых нами дел. Чем меньше мы осознаем из то, что говорим или читаем в намазе, тем меньше участвует наше сознание в этом деле, а следовательно менее полноценным будет у нас намаз. Совершенный намаз очищает наши души, сердца и уберегает от скверны и пороков. А если наш намаз является не полноценным, то очистим ли он наши души и сердца, убережет ли он нас от скверны и пороков. А в Судный День благо ждет тех, кто будет с чистыми сердцами и у кого будет больше полноценных благих дел, т.е. осознанных и искренних. Ежедневный пятикратный намаз является обязательным действием перед Аллахом и ключом для дверей от блаженного Рая. Если наши обязательства не полноценны перед Аллахом, то и ключи от дверей Рая будут подходить не полноценно. Как вы знаете, если для дверей вашего дома не будет подходить хотя бы один зубец в ключе, то замок в двери вы не откроете. И сможем ли мы со своим не полноценно осознанным намазом открыть дверь в Рай и войти в Него.

Когда мы читаем или слушаем Корана, также не понимаем о том, что в нем говорится. А Коран является словом Аллаха, Его руководством, исцеление и милостью для верующих и единственной связью Аллаха с людьми в этом мире, а также заступником в Судный День. Чем мы будем руководствоваться в жизни, какое исцеление и какую милость мы получим от Аллаха, и благодаря чему мы себя с Ним будем связывать и заступится ли Коран за нас в Судный День, если мы не осознаем содержание Корана, когда Его слушаем или читаем. И так многие совершают намаз и читают Коран на протяжении уже не одного десятка лет, а кто-то и в течение всей жизни.

— несоблюдение здорового образа жизни

Когда мы умственно или физически переутомляемся, эмоционально пере возбуждаемся, морально и психологически перенапрягаемся, живем, не соблюдая режимы труда и отдыха, режим сна и питания, ведем мало подвижный образ жизни и не занимаемся спортом, не гуляем на свежем воздухе, не бережем свое здоровье и вовремя не лечимся, то наш организм дает сбои, которые моментально отражается на нашем сознании. Любое негативное воздействие на организм человека усыпляет сознание. Человек совершает дела, но организм в это время работает, чтобы восстановить утраченные силы, привести в порядок все рабочие циклы, излечить болезнь, а для сознания сил не остается. В подобных случаях человек многое, что делает не осознанно и на автопилоте.

— спешка и торопливость

Когда мы куда то торопимся, то многие дела совершаем не осознанно, т.к. мы находимся в одном месте, а наши мысли в это время находятся там куда мы спешим. Мы не думаем, не осознаем, что с нами происходит в настоящее время и совершает дела самопроизвольно. В это время человек часто забывает и теряет что-то очень важное. Например, ученик, опаздывая в школу, торопится успеть на первый урок. В спешке, быстро собираясь, он забывает учебник, тетрадь или сменную обувь, а торопясь по дороге, поддается своим желаниям и оглядывается на ненужные, греховные и вредные вещи, ведет себя рассеяно, может не заметить что-то важное и совершить не обдуманный поступок. А взрослые и подростки, торопясь на легковых автомобилях часто попадают в аварию. Когда человек торопится,  он не контролирует себя и отвлекается по сторонам. А как мы уже сказали выше, когда человек отвлекается по сторонам, он поддается искушению.

Совершая намаз быстро, быстро читая Коран без причины, человек не замечает и не осознает в них многие моменты, потому что он думает только о том как бы побыстрее закончить это дело и спешит, чтобы начать следующее.  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел нам прочитывать Коран полностью не менее чем за семь дней и не совершать намаз так, как петух клюет зерно, для того чтобы мы осознавали то что читаем и что делаем. Так спешка влияет на наше сознание.

— отсутствие стремления получать благие знания и следовать за праведными людьми

В наше время люди не стремятся получать благие знания, не стремятся быть  полезными для общества. Роскошь материального мира стала превыше образования и знаний. Люди стремятся к легкой наживе, стремятся заполучить все необходимое силой и хитростью. Они следуют за неграмотным обществом, за обществом которое живет желаниями ненасытной души и животными инстинктами.

Аллах говорит:

«…Воистину, многие вводят других в заблуждение своими собственными желаниями, безо всякого знания. Воистину, твоему Господу лучше знать преступников». Сура 6, аят 119.

Человек благодаря знаниям поднимает космический корабль высоко в космос. И никакая другая сила не может его поднять, кроме знаний, дарованных Аллахом этим людям. А знания Аллах дает тому, кто их старается постичь. И люди не стремятся достигать своих целей знаниями, а пытаются заполучить все силой и хитростью. И может ли сила всегда быть полезной, если в старости она станет дряхлой и беспомощной? И может ли хитрость принести пользу, когда в старости разум ослабеет? И за каким же обществом мы следуем, которое не имеет счастливого будущего? А мы еще не получая знания, стремимся поднять себя на высокие степени Рая, хотя без знаний Аллах даже в этом мире не дает людям подняться высоко в небо.

Как вы знаете, для тела есть питание — это плоды и животные этого мира. Для души есть питание — это вера в Аллаха и поклонение Ему. И для разума также есть питание – это знания! Если мы не будем питать свое тело, то оно станет слабым, если мы не будем питать свою душу, то она станет черствой, если мы не будем питать свой разум, то он станет притупленным, заторможенным и бесполезным.

— не размышляем

Мы не размышляем над тем, какие плоды растут на земле и кто их взращивает. Мы не размышляем над тем, кто создал день, ночь, солнце, луну, звезды и кто ими управляет. Мы не размышляем над тем, какое многообразие красивых цветов нас окружают. Мы не размышляем над строением своего тела: над внутренними органами и внешним обликом. Мы не размышляем над  тем, что видим, что слышим, что чувствуем. И мы не размышляем над тем, для чего мы созданы.

Всевышний Аллах говорит:

«Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих. Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих. Он сотворил для вас на земле разнообразие цветов. Воистину, в этом – знамение для людей поминающих». Сура 16, аят 11-13.

Аллах говорит:

«Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом» Сура 30, аят 8.

Размышление является лучшей пищей для разума. Не оставляйте свой разум голодным и истощенным.

— не поминаем Господа миров

Аллах создал человека забывчивым. Но для того чтобы человек никогда не забывал и всегда помнил и осознавал все важное для себя и чтобы сознание было занято полезными мыслями, Аллах повелел людям поминать Его, а также поминать Его откровение – Коран и Его пророка и посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Аллах говорит:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». Сура 29, аят 45.

Аллах также говорит:

«Разве Мы не возвеличили твое поминание?». Сура 94, аят 4.

Т.е. поминание нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах приветствует.

Но мало среди нас тех, кто следует этому важному велению, которое Аллах поставил выше намаза. Мало тех, кто без устали поминает Аллаха, постоянно читает Коран и делает Салават пророку, мир ему и благословение Аллаха. И после этого мы говорим, что Аллах забыл про нас.

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«…храни (память об) Аллахе и Он будет хранить тебя, храни (память об) Аллахе и ты обнаружишь Его перед собой….» Ат-Тирмизи.

Мы забыли поминать Аллаха, и ОН забыл о нас.

— совершаем грехи

Как вы знаете человек, совершает грех из-за отсутствия осознания его пагубного и губительного последствия. Человек, который совершает грех, на тот момент поддается своим греховным желаниям, действуют на их основе, а вследствие чего усыпляет свое сознание. И обычно, как только человек полностью совершит греховный поступок к нему приходит осознание, и его сразу начинает мучить угрызение совести. Ни в начале, ни в середине  совершения греховного поступка человек себя не казнит, а только после того как совершит грех. Значит, в этот момент над малыми нашими знаниями (осознанием) начинают преобладать большие желания. Это подобно весам. Если одна чаша весов слабеет, то та чаша что стала тяжелее, обязательно перевесит. И это связано с тем, чем занято наше сознание, т.е. то о чем мы часто думаем( о грехе или благе), о чем мы размышляем (о Господе или о своих желаниях), что мы часто вспоминаем (Аллаха или мирские наслаждения). Чего мы желаем этим мы свое сознание и заполняем, а также и ту чашу, которая в итоге перевесит и подтолкнет нас к действию.  И каких мыслей, например, в течение всего дня у нас будет больше к тому мы и склоним свои действия. И в итоге  человек совершит то дело которое соответствует этой чаше и не что от этого дела его не сможет удержать. Если мы будем заниматься пустыми и бесполезными делами и потакать желаниям своей души, то работа нашего сознания уменьшится, а желания души увеличатся. И если мы будем заняты получением благих и полезных знаний, то работа нашего сознания увеличится, а следовательно желаний уменьшатся. Все в этом мире пропорционально.

Важность использования разума

— доводы из Корана

Аллах в Коране говорит слова обитателей Ада:

«Они говорят: «Если бы слушали или разумели, то не были мы среди обитателей Огня» Сура 67, аят 10.

Также  Аллах говорит о невежественных людях:

«Глухи, немы, слепы – они не разумеют» Сура 2, аят 171.

Аллах, знающий все, говорит:

«…. Скажи: «Разве сравнятся те, которые знают и те которые не знают?» (Но) помнят об (этом) лишь обладающие разумом!» Сура 39, аят 9.

И Могущественный Аллах говорит:

«Пусть опомнятся, обладающие разумом» Сура 14, аят 52.

О важности обладания разумом  и приобретения знаний говорится во многих аятах Корана.

Аллах говорит «не разумеют», т.е. не осознают того что делают и не хотят изучать чтобы осознавать и следуют только за своими желаниями. «Обладающие разумом» это только люди и джины. А что такое разум? Разум, который даровал нам Аллах, подобен двигателю машины. Если мы будем обладать машиной с двигателем, то она у нас будет просто стоять для красоты и не принесет никакой другой пользы. Но если мы заправим машину бензином, то двигатель сразу заработает и машина тронется с места, также и для разума необходима заправка, только топливом для него является благое знание.  И разве сравнятся те которые заполняют свой разум благими знаниями с теми кто просто их имеет и ничего не знают из благого, подобно двигателю машины без топлива.

-доводы из Сунны

Также во многих хадисах говорится о важности получения знаний, их осознание и размышление над ними.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Достоинство знания лучше достоинства поклонения» (Аль-Баззар).

У каждой вещи есть свои достоинства, но самое лучшее достоинство – это у знания. Знание это-то чем мы заполняем свой разум.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: « малое знание лучше, нежели много поклонения» (Ат-Тирмизи).

Т.е. малое осознание того что вы делаете и знание о том что это истина лучше того что вы делаете бессознательно и сомневаетесь из-за своего не знания.

Пророк, мир ему, также сказал: «Самое лучшее поклонение это осмысление (фикх)» (Ат-Табарани).

Осмысление, т.е. стремление глубже осознать, самому прочувствовать и постоянно размышлять над тем, за кем ты следуешь и кому ты поклоняешься. Анализировать и  отчитывать себя в каждом деле.

Тот кто учится, Аллах  того возвышает и облегчает ему путь в Рай. Другими словами тот, кто использует свой разум, чтобы получать благие знания и совершать дела того Аллах возвышает, а тот кто использует желания своей души и потакает им, чтобы совершать дела того Аллах унижает.

Решение проблем разума

— контроль с помощью вопроса и анализа    

Каждый человек на пути к совершению дела обязательно должен находиться перед выбором: «Совершать – не совершать, выполнять — не выполнять?». И для того чтобы совершить действие необходимо принять соответствующее решение, а если человек совершает действие не контролируя его, то он также принимает решение, но не осознает какое оно. Для того чтобы контролировать свои действия необходимо научиться контролировать свои решения, т.е. свой выбор. И поможет нам в этом соответствующие поставленные вопросы к своему еще не принятому решению. Разум мы заполняем знаниями, а путь к знаниям идет через вопрос, в первую очередь через вопрос самому себе. Вопрос, который мы себе ставим, пробуждает наш сознание, заставляет его работать и обязательно укрепит человека в благом деле и отдалит от дурного. Говоря простым языком, прежде чем совершить действие, приучи задавать себе вопросы, такие как: «Почему я хочу это сделать?», «Что мне даст, если я его совершу?» «Какую пользу или какой вред я получу от этого дела?» и главный вопрос «Что мною движет в совершение этого дела – разум или желания души?». Анализируя свои вопросы и те действия, которые ты хочешь совершить. В любом деле, прежде чем начать его совершать, составь несколько (желательно три) возможных варианта решений, определи возможные последствия каждого решения и прими то решение которое имеет наилучший результат и это решение будет разумным.

Приведем пример, вы собираетесь посмотреть телевизор. И прежде чем включить его, задайте себе вопрос: «Зачем я хочу это сделать? Что мне это даст? Какую пользу или какой вред я получу от этого дела? И что мною движет, чтобы его посмотреть – успокоение своей ненасытной души или пополнение разума? И есть ли у меня на это время более важные дела или нет?». Задавая эти вопросы, ваш разум постепенно усмирит ваши желания и позволит совершить более полезные дела. Или другая ситуация, мы собираемся совершить намаз. Ходим вокруг да около и никак не можем его начать. И когда начинаем задавать себе вопросы: «Зачем я хочу совершить  намаз? Какую пользу или какой вред я от него получу?» и т.п., вы сразу начнете смотреть на время, оценивать, сколько времени вы упустили зря, быстро примите решение и начнете его совершать.

Необходимо также задавать себе вопросы по окончании дела и по окончании каждого пройденного дня, т.е. отчитывать себя.

Всевышний Аллах говорит:

«Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния» Сура 17, аят 14.

Анализируйте, как работает ваше сознание. Всегда ли вы действуете осознанно и все ли дела вы контролируете. Оценивайте плюсы и минусы в работе со своим разумом и корректируйте их. Таким способом вы связываете свои дела со своим разумом, чтобы достойно прожить в этом мире, а также подготовиться к своей вечной жизни.

— не отвлекаться

Всевышний Аллах говорит:

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это – блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее». Сура 20, аят 131.

Мы заглядываемся на все, что есть в этом мире, т.к. оно для нас является прекрасным и манящим из-за его блеска. И этим самым отвлекаемся от своих прямых обязанностей и повседневных дел.

Органы чувств это взаимосвязь нашего манящего окружающего мира с нашим сознанием. Через них мы получаем знания и развиваем свой разум, а также усыпляем его, если отвлекаем свое внимание. Самый главный орган чувств, который более других подвержен отвлечению внимания от основных своих обязанностей и дел — это зрение. Именно через зрение мы больше всего получаем ненужную информацию, отвлекаемся на посторонние вещи и засоряем свое сознание. И чтобы уберечь себя от этого нам также необходимо контролировать свой взор, задавая себе вопросы, такие как: « Зачем я на это смотрю? Что мне даст, если я буду на это смотреть? На что мне лучше всего смотреть? И что мною движет?».  А затем необходимо задействовать наше зрение по назначению, т.е. читать полезные книги, смотреть видео уроки чтобы, не засорять разум, а заполнять его благими знаниями.

Как мы уже говорили, нельзя делать два дела одновременно будь то намеренно или нет. Разум и сознание могут быть только с одним делом. Значит с другим делом, будут ваши желания.  Но более реально то, что разум и сознание будут отсутствовать у обоих дел. «За двумя зайцами погонишься и ни одно не поймаешь». Ясное сознание это сознание, которое в настоящее время занято только одним делом, не перемешанное  с другими делами. Человек, который всегда учится заниматься только одним делом, и внешне и внутренне, развивает одно из наилучших качеств — это искренность.

Одна из проблем того, что человек отвлекает свое внимание от дела это то, что он еще не переключил свое внимание от предыдущего дела к новому. Многие считают, что концентрировать свое внимание на новом деле сложнее чем, переключать его со старого дела. Я так не считаю. Человек быстро привыкает к одному делу, хочет его выполнить до конца и из-за этого с трудом переключается на новое дело, что и вызывает плохую концентрацию внимания в этом деле. В свою очередь плохая концентрация внимания способствует отвлечению ее по сторонам.. Для избавления от этой проблемы необходимо планировать свои дела, указывая время их выполнения и продолжительность одного дела. Начинать и заканчивать их строго по указанному времени и отчитывать себя за выполнение. Постепенно, выполняя свой план, вы привыкните останавливаться на самом интересном моменте и переходить к следующему делу. Это дело привычки!

Если вы отвлеклись на что-то привлекательное, но запретное, то знайте что обязательно захотите ещё раз посмотреть на всё подобное, что вас окружает. Это подобно тому, что всего лишь одним взглядом, отвлекаясь по сторонам, вы открываете дверь ко всем подобным делам. А закрыть эту дверь возможно только искренней просьбой о прощении у Аллаха и раскаянием перед Ним, ведь запретное совершаем перед Ним.

Человек смотрит на красивое и приятное что его окружает, но не ищет красивое и приятное в душе. Когда вы куда-то едете, идете или отдыхаете на диване, вам будет полезно смотреть себе в душу. Смотреть себе в душу это одно из не любимых дел для человека, т.к. нам очень трудно найти там, что-то приятное. Каждый, если посмотрит себе в душу, то увидит там напряжение, мрак и отсутствие какой либо радости. Первая причина этому в том, что мы не обращаем на душу ни какого внимания,  не смотрим на неё, не интересуемся в каком состояние она находится и не делаем того чтобы ей помочь, но смотрим на внешние наслаждения. Вторая причина того, что мы видим в душе пустоту и мрак это узкий взгляд на неё. Посмотрите на неё шире и вы увидеть в ней много приятного, интересного и полезного. В-третьих, это то, что мы не пытаемся развить в душе радость и довольство, не внушаем это ей, не работаем с ней и не подбадриваем её.   Смотреть себе в душу необходимо, чтобы усмирить свои желания, посмотреть, что в ней творится и успокоить её, расставить там все по своим местам, направить свое внимание и свои силы в нужное направление (внушать ей благие качества), подбодрить и мысленно погладить. От этого вас сразу появится душевное удовлетворение, спокойствие, желания души уходят куда то сами, сознание просыпается. Душа как бы говорит вам: «Ну наконец то на меня посмотрели» и радуется этому.

— изучать арабский язык

Аллах обязал нас читать Коран, совершать намаз, поминать Его, обращаться к Нему с мольбами, так как обращался к Нему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И если мы будем выполнять обязательные действия перед Аллахом, то Он вознаградит нас за них соответствующим образом и если не будем выполнять, то накажет соответствующим образом. Верующие люди за одно и тоже действие могут получить разные степени вознаграждения и главной причиной этому является сознание. Мы можем получить высшую степень вознаграждения только в том случае, когда будем осознавать смысл того что мы читаем из Корана, произносим в намазе, когда обращаемся к Аллаху с мольбами, читаем хадисы. А основной язык, на котором мы это все произносим является арабским. Да, арабский язык является языком Корана, языком Пророка, языком ученых и всей нашей религии Ислам.

Аллах в Коране говорит:

«Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» Сура 43 аят 3.

Также Всевышний Аллах говорит:

«Ниспосланное от Милостивого, Милосердного является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих. Сура 41 яаты 2-3.

Аллах говорит:

«Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его» Сура 12 аят 1-2.

Есть множество других аятов в котором Аллах говорит о языке, на котором Он ниспослал свое последнее писание и это также не спроста. Каждый верующий должен изучать арабский язык, чтобы осознавать смысл Корана, читая и слушая его в оригинале, понимать все слова, произносимые в намазе, осознавать то, что мы просим у Него в мольбах, обращаясь к Нему так как обращался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читать его хадисы, а также изучать труды исламских ученных. Если верующий не будет изучать язык религии то его вера, его осознание всех велений и запретов, его чтение и заучивание наизусть книги Аллаха, его знания, его дела, его приближенность к Аллаху и награда будут не полноценными и не достаточными. А получить наилучшее вознаграждение и наивысшую степень в Раю желает каждый.

— неспешность, пауза

Сюзанна Сегерстром, психолог из Университета Кентукки, изучает, как психологическое состояние стресса и надежды влияют на тело. Она обнаружила, что как и у стресса, у самоконтроля есть свой биологический ответ. Стресс является биологическим ответом на внешнюю угрозу, Внешняя угроза в свою очередь это все то, что может причинить вред жизни, здоровью, имуществу человека, его родным и т.д. И когда приходит подобная угроза в человеке запускается механизм, который позволяет ему совершить то, что он в простой ситуации он может не сделать. У него увеличивается концентрация внимания на опасность, повышается адреналин в крови, учащается сердцебиение и др. Эту реакцию нашего организма на данный вид угрозы назвали ответом «бей или беги». Самоконтроль является биологическим ответом на внутреннюю угрозу, коим является соблазны этого материального мира. Когда вам нужно собраться, в мозге и теле запускается серия реакций, которая помогает вам устоять перед соблазном и подавляет саморазрушительные порывы. Сегерстром  называет эти реакции ответом «остановись и спланируй». Когда у вас происходит внутренний конфликт, т.е. какие-то проблемы с душою, с телом или с разумом, то ваши инстинкты души сразу берут верх над вами и подталкивают вас к потенциально дурному решению. Соответственно требуется защитить вас от вас самих. Это и есть самоконтроль, за которую отвечает наша префронтальная кора головного мозга. Наиболее целесообразным будет замедлить вас, а не ускорить (ускорение необходимо при внешней угрозе). Именно это и совершает реакция «остановись и спланируй». Эта реакция запускает в мозге и теле процессы, которые помогают вам сбавить темп и обуздать свои порывы. И одна часть мозга начинает отслеживать то, что вы видите, слышите, обоняете, а другие отделы мозга наблюдают за тем, что происходит внутри вас.

Для участия сознания в каждом деле, в их контроле и управлении над ними, т.е. для самоконтроля нам помогут небольшие паузы подобно реакции «остановись и спланируй». Они позволяют нам не сбиваться мыслями от дела. Например, наш язык. Мы говорим им быстро и многое из сказанного не контролируем. Но если будем делать паузу между словами, между фразами, то будем думать о том, что говорить и как говорить, наша речь будет осознанная и внятная. Если говорить бес пауз то речь становится быстрая, не внятная, необдуманная и неосознанная, а в следствии такая речь вызывает недовольство самим собой, неуверенность и отталкивает окружающих. Также необходимо делать небольшие паузы и в любых других делах, чтобы действовать осознанно. Паузы и остановки заставляют наш разум просыпаться и действовать.

Чтобы не торопиться необходимо за ранее все свои дела планировать с достаточным временным запасом перед их началом, а также приучать останавливать себя и вовремя заканчивать свои дела, чтобы не засиживаться в одном деле и не торопиться приступать к следующим занятиям.

Также намаз необходимо совершать не спеша и прочитывать Коран полностью не быстрее чем за семь дней. Предпочтительно Его читать частями, не спеша, останавливаясь на каждом аяте.

Аллах говорит:

«Мы разделили Коран для того чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» Сура 17, аят 14.

— получение благих знаний и следование за праведными (знающими) людьми

Для того чтобы развивать разум необходимо получать благие и полезные знания. Для каждого человека понятие благое и полезное знание может быть принято по-разному. Для кого-то первоочередным благое знание это отличное знание школьных дисциплин и своей профессии, для кого-то благое знание является знание этики поведения человека в обществе. Для кого-то благим знанием является физическая сила, выносливость и уметь постоять за себя. Для кого-то благим знанием является умение влиять на людей и т.д. А для кого-то благим знанием является знание о Создателе, о Его качествах и атрибутах, о Его руководстве, о Его пророках и посланниках, о Судном Дне и о предопределении, а также о всех Его видимых и не видимых творениях. И какое же знание из выше перечисленных является первоочередным?». Все знания, которые люди имеют и которые я перечислил выше являются знаниями от Аллаха, все законы в этом мире — это Его законы, все правила — это Его правила, все науки — это Его науки. И поэтому мы должны по возможности постигать все науки. Но главным из них является знание об Аллахе, об ангелах, о Его писании, о Его пророках и посланниках, о Судном Дне и о предопределении. Благодаря знаниям человеку приходит осознание, а осознание человека это его убеждение.

Совершение дел на основе благих своих знаний и осознанное их выполнение пробуждает разум и усыпляет желания. А совершение своих дел без знаний и на основе своих желаний, а также совершая их не осознанно, даже если они благие, пробуждают желания и усыпляет разум. Любой инструмент, не принесет своему хозяину абсолютно никакой пользы, если он у него будет просто лежать и он не будет им пользоваться или будет пользоваться не по назначению. Например. Купили молоток и спрятали в сейф или использовать его для откручивания шурупов. Молоток ни в первом ни во втором случае пользы не принесет. Этим инструментом у нас является разум. Он не принесет нам пользы есть мы не будем использовать его по назначению, т.е. получать знания и совершать дела в соответствии с ними.

Для получения благих знаний важную роль играет частое нахождение человека рядом с знающими людьми, которые являются для него примером, вызывают стимул больше получать знаний и следовать за ними, общаться с ними и благодаря всему этому формируют сознание и воспитывают себя.

— здоровый образ жизни

Когда человек ведет не здоровый образ жизни на смену его сознанию приходят желания души, которые всеми способами пытаются вычерпать оставшуюся часть человеческой энергии. Поэтому, необходимо вести здоровый образ жизни: правильно планировать свое время (в особенности совмещение труда и отдыха), свой режим питания, вести подвижный образ жизни, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, проводить профилактику возможных болезней и вовремя лечиться, закалять свое тело, следить за своим эмоциональным и душевным состоянием, часто находиться в благоприятной атмосфере и с хорошими знающими людьми, а также самому создавать эти благоприятные условия.

Главной задачей для поддержания здорового образа жизни является умеренность. Это умеренность в еде, умеренность в труде, спорте и отдыхе, умеренность в сне, умеренность в эмоциях и др. Что означает умеренность? Умеренность – это воздержание от излишних наслаждений, т.к. прием пищи, смех и радость, сон, бездействие, игры и др.. Но умеренность подразумевает собой не только воздержание, а также совершение того от чего отказывается наша душа, а это голод, умственный и физический труд, спорт, активный отдых, ранний сон в самом начале ночи и короткий сон в обед, усмирение своих эмоций и т.п. Другими словами умеренность это баланса между излишеством и оставлением. Если мы в чем то излишествуем значит в противоположном мы обязательно это оставим. Если мы излишествуем в еде значит оставляем голод что также является важным для поддержания здорового тела, если мы излишествуем в отдыхе и сне значит оставляем бодрое состояние и полезные дела, если мы много радуемся, то оставляем смирение.

Основная проблема отсутствия здорового образа жизни у абсолютного большинства людей это не правильное питание. И на первом место в этой проблеме стоит переедание. При переедании сознание человека работает в самую минимальную силу или вообще отключается из-за того, что основная энергия направлена на переваривание пищи, а не на переваривание информации. В этом случае периодически необходимо воздержания от еды и самым лучшим способом для этого подходит пост, т.е. воздержание от питья и еды от появления утренних сумерек до заката солнца.  Ученые доказали что во время поста клетки головного мозга активно развивают между собой связь. Чем больше у человека связей между клетками головного мозга, тем лучше у него память. Также тот кто постится у того минимальная вероятность появления таких болезней головного мозга как болезнь Паркинсона, эпилепсия.

Самым главным питательным элементом для головного мозга является кислород. Чем больше вы насыщаете головной мозг, а точнее префронтальную кору головного мозга кислородом тем лучше он работает. Роберт Сапольски, нейробиолог из Стенфордского университета, доказал, что главная задача префронтальной коры – склонять мозг (а следовательно, и вас) к тому что, «труднее». Когда легче валяться на диване, ваша префронтальная кора заставляет вас пожелать подняться и заняться делами.

Для насыщения префронтальной коры головного мозга кислородом нужно чаще гулять на свежем воздухе и правильно дышать. Современный человек утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. И все это из-за нарушения баланса. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе. В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате — поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, — к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.

Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе.

Естественным методом для развития правильного дыхания является восстановление утраченного баланса труда и отдыха, нахождение человека в помещении и на свежем воздухе, занятие спортом и регулярным активным отдыхом, постоянная прогулка и длительная ходьба на свежем воздухе. Учитывая то, что большинство людей живут в городах и часто не могут позволить себе этого есть дополнительные (искусственные) методы разработки правильного дыхания — это дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н., дыхание по Бутейко, методика дыхания Фролова, а также дыхательные упражнения, используемые в технике речи и др. К последнему методу мы также отнесем  чтение Корана по всем правилам таджвида, т.к. основой чтения является речь человека.

Немного об отдыхе и сне. Когда приходит время отдыха, мы расслабляемся и уделяем внимание своим развлечениям: смотрим телевизор, заходим в интернет, устраиваем застолье с вкусной едой и пустыми разговорами и многое другое. Другими словами мы пытаемся себя развлечь, т.к. считаем это отдыхом для себя. В конечном итоге мы не отдыхаем, а ещё больше себя изматываем, т.к. развлечения переполняют и засоряют наше сознание.  А какой же отдых является лучшим для нас?

Аллах говорит:

«Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением». Сура 25, аят 47.

Сон является лучшим отдыхом. И когда приходит время отдыха, нам необходимо немного потрудиться чтобы пораньше лечь спать, а не расслабляться и развлекать себя. Это также по причине нарушения баланса труда и правильного отдыха.

Лучший сон с 23.00ч. до 3.00ч. В это время вырабатывается жизненно важный элемент для человека — мелатонин, благодаря которому происходит регенерация (восстановление) клеток организма. В другое время сна мелатонин вырабатывается в не достаточном количестве, что сказывается на нашем физическом, душевном состояние и на нашем здоровье в целом. Переизбыток сна также оказывает негативное влияние на наш организм, в особенности на сердце. Достаточная продолжительность ночного сна – 4-5,5 часов, а дневного – 15-30 мин. Следовательно, правильный сон является одним из лучших способов поддержания здоровья и исцеления от болезней.

Не менее важным для человека является поддержание баланса в эмоциональном состоянии. Есть люди, которые часто смеются и радуются, есть люди, которые часто грустят и печалятся и их в настоящее время абсолютное большинство. И это также нарушение баланса между радостью и печалью. Многие считают, что всегда необходимо поддерживать в себе радость и веселье. Это большая ошибка и умышленное нарушение баланса. Человек должен учиться управлять своими эмоциями, а не создавать во всех ситуациях радость и веселье. Для того чтобы научиться управлять своими эмоциями необходимо как поднимать в себе настроение при печали, так и усмирять свои радостные эмоции, т.е. эмоции человека должны находиться в среднем положении. И чем лучше вы стараетесь усмирить свою радость, тем легче вам будет поднимать в себе настроение при печали. В этом заключается суть управления своими эмоциями.  Именно от этого человек получает настоящее внутреннее удовольствие, которое не зависит от внешних негативных факторов, в отличие от ложной радости и веселья, которое связанно с наслаждениями этого материального мира. Это принцип довольства Аллахом: «Когда верующему хорошо он благодарит Аллаха и за это получает награду, когда ему трудно он терпит и также получает награду». А самая лучшая награда в этом мире это состояние когда человек доволен Аллахом, даже когда он лишен мирских наслаждений.

Что касается закалки тела, то в этом человек также нарушает баланс. Люди привыкли находиться в теплом помещении, купаться в теплой и горячей воде, кутаться в очень теплую одежду, когда на улице прохладно, пить горячие напитки и есть горячую еду и т.п. Но забываем о том, что для тела также важна холодная вода, свежий и прохладный воздух, прохладные напитки и т.д. При нарушении такого баланса слабеет иммунитет человека, сосуды в теле сужаются, уменьшают кровоток и подачу питательных элементов в клетки организма, тело выводит из организма излишки тепла. При купании в прохладной воде, нахождение на прохладном воздухе, употреблении прохладных напитков в незначительном количестве сосуды расширяются, увеличивается кровоток и питание клеток, в теле начинает вырабатываться тепло, а кожный покров формируется так, что препятствует выходу тепла из организма, так повышается иммунитет человека.

В любом деле для составления здорового образа жизни необходимо в первую очередь его изучить, а затем планировать начиная с самого малого и незначительного, чтобы постепенно менять свой привычный образ жизни, т. к. все как бумеранг возвращается обратно (резко начал в хорошем, то значит, скоро резко его закончишь). Поэтому необходима неспешность и систематизация, т.е. малое и постоянное. Также во время труда не забывайте о небольшом, но частом отдыхе что увеличивает продуктивность труда.

— польза размышления

Аллах наделил нас удивительной способностью размышлять. Наш разум постоянно заполнен различными мыслями, а порой они текут как река, которую мы не можем удержать и контролировать. И как правило мысли к нам приходят беспорядочно и зачастую содержат негативный характер. Они сложнее всего поддаются контролю и управлению. А мысли являются основным двигателем  всех наших действий. Поэтому можем иметь знание об одном (например о поклонении), но часто мыслить о противоположном (о грехе) и вследствие, будем делать то что противоречит нашим знаниям. Размышление это то, что может связывать наши полезные знания с нашими постоянными мыслями, вследствие, чего наши действия будут приближаться к нашим  знаниям, если будет угодно Аллаху. Также благодаря размышлению мы отдаляемся от негативных и бесполезных мыслей, задумываемся над возвышенными и благими вещами, развиваем свои полезные знания, формируем свое сознание, учимся контролировать  и управлять ими.

Что значит размышлять? Размышлять это значит о чем-то, об одном много думать, много смотреть, много читать, слушать и повторять, чтобы лучше и глубже понять. А также воплощать свои размышления в действия, т.е. их практиковать. Так мы можем понять глубокий смысл в простых вещах.

Передает ан-Насаи от Абу Зарра, который сказал: «Однажды Пророк выстаивал молитву, повторяя один и тот же аят до тех пор, пока не рассвело. Это аят: «если Ты подвергнешь их мучению, то ведь они – Твои рабы». Сура 5, аят 118.

Также передается от Убады ибн Хамзы, который сказал: «Я зашел к Асме, а она читала»:

«Аллах же оказал нам милость и уберег нас от мучений знойного ветра (или мучений в Аду)». Сура 52, аят 27.

Она так много повторяла этот аят, что, казалось, это будет бесконечно, поэтому я вышел на базар, сделав, что мне было нужно и вернулся, а она все еще повторяла тот же аят».

Доктор Чарлз Рейнольд Браун, издавшего цикл лекций об искусстве проповеди, дал мудрый совет. Мы приведем вам лишь отрывок из его цитаты: «Когда вы собираете материал для конкретной проповеди, записывайте все что приходит вам в голову. Запишите, как вы поняли цитату из книги в тот момент, когда впервые прочли её, а затем записывайте все ассоциативные мысли, возникшие по этому поводу. Это обязательно надо делать в письменном виде, хотя бы кратко, чтобы только зафиксировать суть идеи, и пусть ваш ум постоянно ищет новые мысли, как будто вам никогда в жизни больше не придется увидеть ни одной другой книги. Только так можно развивать продуктивное мышление. Благодаря этому ваш ум всегда будет свежим, а идеи – оригинальными и творческими».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с детства любил уединение. Он с раннего детства пас овец Мекканских курайшитов и уводил их в горные места подальше от Мекки, чтобы  уединяться. Но самое частое уединение у него было перед пророчеством в пещере на горе Хира. Конечно, Аллах внушал ему любовь к уединению и размышлениям, но это показано нам не просто так, а для того чтобы мы использовали эти примеры в своей жизни.

— польза поминания

В поминание Аллаха огромная польза для нашего сознания. Часто поминая Аллаха, мы, подобно размышлению, отдаляемся от негативных и бесполезных мыслей,  задумываемся о благих и полезных вещах, тянемся к Его знаниям, формируем свое сознание, и навязываем себе благие мысли.

Аллах говорит:

«или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу». Сура 80, аят 4.

Аллах Милостивый и Милосердный и ни чего не затрудняет в своей религии для своих рабов. Это также относится и к поминанию. Аллах облегчил нам заучивание и чтение Корана для поминания, только мы не осознаем этого, бездействуем и следуем за ленивыми желаниями.

В суре «Месяц» в четырех аятах Аллах говорит:

«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?». Сура 54, аяты 17, 22, 32 и 40.

— отдаление от грехов

Аллах установил законы, чтобы оберегать здоровье нашего тела, а также оберегать и пополнять благими знаниями наш разум. Вы это увидите в Его законах. Например. Запрещены опьяняющие напитки и одурманивающие средства. Они притупляют наше сознание. Запрещена любовь к мирским благам. Она отвлекает наше сознание от полезных и благих дел.  Подобное вы увидите во многих других Его законах.

Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете». Сура 5, аят 90.

Для того чтобы пробудить и задействовать разум необходимо отдалиться от грехов и не приближаться к ним, каяться  и просить прощение за совершенные грехи и больше совершать благие  дела.

Аллах говорит:

«Оставьте грехи очевидные и сокрытые. Воистину, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали». Сура 6, аят 120.

Также Аллах говорит:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный». Сура 39, аят 53.

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Бойся Аллаха, где бы ты не был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное и придерживайся благонравия в отношении с людьми». Ат-Тирмизи.

Саид ибн Мусаиб, выдающийся табиин на протяжении всей жизни повторял слова, которые в конце концов стали его девизом: «Ничто не возвышает душу раба Аллаха так, как покорность Аллаху и ничто не унижает их души так, как ослушание Его».

*Исследователи утверждают: все, что «мешает потребителям думать. Приводит к большему числу спонтанных покупок. Продавцам… выгодны уловки, которые отвлекают людей от их мыслей – например, музыка или рекламные стенды в торговом зале».

 

Автор  Р.К.

Обсуждение: 3 комментария

  1. Хаджи:

    Ассаламу алеикум, брат. Где кнопки «Поделится» в соц сетях у вас?

    Ответить
    1. admin:

      Уа алейкум ассалам, добавил кнопки, благодарю за напоминание!

      Ответить
  2. Несрин:

    Пусть Аллах воздаст вам наилучшим из Своих щедрот и благ-Аминь! Благодарю за полезнейшую статью и в целом за сайт, Ма Ша Аллах!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика