Правила долготы и краткости
Правила долготы относятся к основным (базовым) правилам науки таджвид. Чтение Священного Корана не будет полноценным без применения этих правил.
Об обязательности применения правил таджвида подробно рассказано в первой части книги «Таджвид» (стр. 8-13). Основными доказательствами обязательности правил долготы являются:
1. Коран
«وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا»
«И читай Коран размеренным чтением» (Коран 73/4)
Т.е. читай спокойно, размышляя, применяя правила таджвида, такие как слияние, сокрытие и т.д.
2. Сунна
На обязательность применения удлинений указывает хадис от Катады, который сказал: «Я спросил Анаса бин Малика о чтении Корана Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он мне ответил: «При чтении он применял удлинения». Этот хадис приводит имам аль-Бухари в своем «Сахихе», в главе «Долгота при чтении».
В хадисе, который передается Мусой бин Язидом аль-Киндийем, говорится: «Ибн Мас`уд слушал одного человека, который читал Коран перед ним, и, когда он прочитал 60 аят из суры «Покаяние» без применения удлинения в слове «لِلْفُقَرَاء», Ибн Мас`уд остановил его и сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня читать не так!» Человек спросил: «А как он тебя учил?» И Ибн Мас`уд прочитал аят, применяя удлинение к слову «لِلْفُقَرَاء ». Ибн Мас`уд, который был гарантом правильного чтения Корана после пророка (да благословит его Аллах и приветствует), порицал чтеца, прочитавшего слово без удлинения, хотя оставление долготы не изменяет смысла слова. Так как чтение Корана – передаваемая сунна, порицание Ибн Мас`уда указывает на то, что нельзя оставлять ни одно из правил таджвида, в данном случае правило долготы.[1]
3. Единогласное мнение ученых
Третьим доказательством обязательности применения правил, касающихся удлинений при чтении Корана является единогласное мнение ученых мусульманской общины на этот счет, что считается сильнейшим аргументом.
Шейх Абу аль-И`з аль-Каланисий сказал:
يَا سَائِلَ تَجْوِيد ذَا الْقُرْآنِ فَخُذْ هُدِيْتَ عَنْ أولِي الإتْقَانِ
تَجْوِيدُهُ فَرْضٌ كَمَا الصَّلَاةُ جَاءَتْ بِهِ الأخْبَارُ وَ الآيَاتُ
«О, спрашивающий о чтении Корана с таджвидом!
Научись правильному чтению у знающих
Чтение Корана с таджвидом обязательно наравне с намазом
Доказательства обязательности многократно упомянуты в Коране и сунне».
Теперь хотелось бы разъяснить, чем являются долгота и краткость в таджвиде.
В общеязыковом значении слово «مَدَّ» означает «протягивать», «удлинять», «увеличивать».
Всевышний Аллах сказал:
«يُمْدِدْكُمْ رَبُّكُم»
«Аллах пошлет (увеличит) вам помощь» (Коран 3/125)
«وَيُمْدِدْكُمْ بِأَمْوَال»
«И увеличит ваше достояние» (Коран 71/12)
В терминологии таджвида под «долготой» подразумевают удлинение звука с помощью долгих гласных или буквами правила лин.
В общеязыковом значении слово «قَصَرَ» означает «укорачивать», «сокращать», «ограничивать».
Всевышний Аллах сказал:
«حُورٌ مَّقْصُورَاتٌ فِي الْخِيَامِ» (Коран 55/72)
«فِيهِنَّ قَاصِرَاتُ الطَّرْفِ» (Коран 55/56)
В терминологии таджвида «краткостью» принято называть отсутствие долготы, которое является основой долготы.
« Под отсутствием долготы подразумевается отказ от лишней долготы, а не полное ее отсутствие, так как она является свойством этих звуков».[2]
«Абдульфаттах аль-Марсафий сказал: «Когда говорится «каср» (краткость), то нужно понимать отказ от лишней долготы сверх естественной долготы (мадд ат-табаиий)».[3]
Краткость является основой долготы, в отличие от долготы, которая нуждается в причине для удлинения.
Продолжение следует إن شاء الله