Правила долготы и краткости

أحْكَامُ المَدّ وَ القَصْرtajwidru rahm

Правила долготы относятся к основным (базовым) правилам науки таджвид. Чтение Священного Корана не будет полноценным без применения этих правил.

Об обязательности применения правил таджвида подробно рассказано в первой части книги «Таджвид» (стр. 8-13). Основными доказательствами обязательности правил долготы являются:

1. Коран

«وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا»

«И читай Коран размеренным чтением» (Коран 73/4)

Т.е. читай спокойно, размышляя, применяя правила таджвида, такие как слияние, сокрытие и т.д.

2. Сунна

На обязательность применения удлинений указывает хадис от Катады, который сказал: «Я спросил Анаса бин Малика о чтении Корана Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он мне ответил: «При чтении он применял удлинения». Этот хадис приводит имам аль-Бухари в своем «Сахихе», в главе «Долгота при чтении».

В хадисе, который передается Мусой бин Язидом аль-Киндийем, говорится: «Ибн Мас`уд слушал одного человека, который читал Коран перед ним, и, когда он прочитал 60 аят из суры «Покаяние» без применения удлинения в слове «لِلْفُقَرَاء», Ибн Мас`уд остановил его и сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил меня читать не так!» Человек спросил: «А как он тебя учил?» И Ибн Мас`уд прочитал аят, применяя удлинение к слову «لِلْفُقَرَاء ». Ибн Мас`уд, который был гарантом правильного чтения Корана после пророка (да благословит его Аллах и приветствует), порицал чтеца, прочитавшего слово без удлинения, хотя оставление долготы не изменяет смысла слова. Так как чтение Корана – передаваемая сунна, порицание Ибн Мас`уда указывает на то, что нельзя оставлять ни одно из правил таджвида, в данном случае правило долготы.[1]

3. Единогласное мнение ученых

Третьим доказательством обязательности применения правил, касающихся удлинений при чтении Корана является единогласное мнение ученых мусульманской общины на этот счет, что считается сильнейшим аргументом.

Шейх Абу аль-И`з аль-Каланисий сказал:

يَا سَائِلَ تَجْوِيد ذَا الْقُرْآنِ فَخُذْ هُدِيْتَ عَنْ أولِي الإتْقَانِ

تَجْوِيدُهُ فَرْضٌ كَمَا الصَّلَاةُ جَاءَتْ بِهِ الأخْبَارُ وَ الآيَاتُ

«О, спрашивающий о чтении Корана с таджвидом!

Научись правильному чтению у знающих

Чтение Корана с таджвидом обязательно наравне с намазом

Доказательства обязательности многократно упомянуты в Коране и сунне».

Теперь хотелось бы разъяснить, чем являются долгота и краткость в таджвиде.

В общеязыковом значении слово «مَدَّ» означает «протягивать», «удлинять», «увеличивать».

Всевышний Аллах сказал:

«يُمْدِدْكُمْ رَبُّكُم»

«Аллах пошлет (увеличит) вам помощь» (Коран 3/125)

«وَيُمْدِدْكُمْ بِأَمْوَال»

«И увеличит ваше достояние» (Коран 71/12)

В терминологии таджвида под «долготой» подразумевают удлинение звука с помощью долгих гласных или буквами правила лин.

В общеязыковом значении слово «قَصَرَ» означает «укорачивать», «сокращать», «ограничивать».

Всевышний Аллах сказал:

«حُورٌ مَّقْصُورَاتٌ فِي الْخِيَامِ» (Коран 55/72)

«فِيهِنَّ قَاصِرَاتُ الطَّرْفِ» (Коран 55/56)

В терминологии таджвида «краткостью» принято называть отсутствие долготы, которое является основой долготы.

« Под отсутствием долготы подразумевается отказ от лишней долготы, а не полное ее отсутствие, так как она является свойством этих звуков».[2]

«Абдульфаттах аль-Марсафий сказал: «Когда говорится «каср» (краткость), то нужно понимать отказ от лишней долготы сверх естественной долготы (мадд ат-табаиий)».[3]

Краткость является основой долготы, в отличие от долготы, которая нуждается в причине для удлинения.

Продолжение следует إن شاء الله

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика