Кираат ( القراءات) Часть II — Разновидности чтений и семь харфов

10630920Кираат ( القراءات)
Часть II

Разновидности чтений и семь харфов
(القراءات و الأحرف السبعة)

Научный термин «Кираат» (القراءات) очень часто сравнивают с термином «семь харфов» (الأحرف السبعة). На первый взгляд, кажется, что «кираат» (القراءات) – это «семь харфов» (الأحرف السبعة), особенно после того, как «семь чтений» (قراءات السبع) распространились по всему исламскому миру. Это стало причиной путаницы в понимании.

«Семь харфов» (الأحرف السبعة) – это термин, который упоминается в достоверном изречении пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Коран ниспослан на «семи харфах», читайте на каком хотите».

Передается от Хафиза Абу Я`ла что Усман бин Аффан, находясь на минбаре, сказал: «Слышал ли кто ни будь из вас слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Коран ниспослан на «семи харфах», все они полноценны»? В ответ со своего места встали многие сподвижники. Увидев это Усман сказал: «Я тоже свидетельствую вместе с вами». Некоторые хадисоведы говорят, что это достоверное изречение доходит до уровня «таватур».

Османская редакция Корана, по мнению всех ученых, объемлет все виды чтений, которые существуют. Кадий Абу Бакр бин аль-Тайиб аль-Бакилляний, поддерживая это мнение, сказал: «Достоверно то, что все «семь харфов» общеизвестны своим преданием от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И ученые зафиксировали все эти виды чтений. Усман вложил это в Коран с подтверждением сподвижников, и аннулированы было только те чтения, которые не доходили до уровня «таватур»».

Слово «الأحرف» (харф), упомянутое в изречении пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является множественным числом слова «حرف» и имеет много значений. Одно из них – «чтение». Имам Ибн аль-Джазарий сказал: «Аль-Шам читал чтением Ибн А`мира». Также одним из значений слова харф является «направление». Этого мнения придерживается Абу Джафар Мухаммад бин Садан аль-Нахвий. Передается от имама арабского языка Аль-Халиля бин Ахмада аль-Фарахидийя, что «кираат» (القراءات) – это «харф» (الأحرف ).

Разъясняя мнение имама арабского языка нужно заметить, что его мнение без сомнений основывается не на личных выводах, а на доказательствах. И несоответствие остальным мнениям не уменьшает уровня его значимости и не является доказательством ошибочности. Следует заметить, что Аль-Халиль бин Ахмад аль-Фарахидий умер в 170 г.Х. и не застал время распространения мнения «семь чтений» (قراءات السبع), т.к. этот термин распространился во времена Ибн Муджахида, который умер 324 г.Х.

Естественно то, что Аль-Халиль не имел ввиду «семь чтений» (قراءات السبع) — семь «кираат» (القراءات), которое определилось в четвертом веке по Хиджре, а имел ввиду то, что основа этих чтений, которая передавалась от сподвижников, а потом от ученых передатчиков, относится к основам чтений, правила которых не были зафиксированы в письменном виде во времена Аль-Халиля. Также эти правила как семь методов соответствует изречению пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится: «Поистине этот Коран ниспослан на семи харфах». Мнение такого ученого должно быть признано.

Также следует упоминать мнение Шейха толкователей, имама аль-Табарийя, который разъяснял предыдущий хадис таким образом, что количество «харфов» — это разновидности методов, которые были разрешены пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в определенное время. В последующем они были аннулированы, и остался только один метод чтения. И все эти чтения, которые достигали ранга «таватур», не зависимо от количества, это не выходит за рамки одного чтения, которое было разрешено и передано от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Вот доказательства, которые были приведены шейхом:

— если бы эти виды были бы Кораном, то не были бы скрыты от имамов после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

— существование разного рода разногласий в понимании этого хадиса. Т.к. Всевышний сказал:
« وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ‌ اللَّـهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرً‌ا »
Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий. (Коран 4\82)
— мнение некоторых предшественников, которые говорили о несоответствии «семи харфов» кораническому письму.

Ученый Маккий бин Талиб аль-Кайсий передает мнение имама Аль-Табарийя: «Семь харфов» (الأحرف السبعة) на которых ниспослан Коран, это замена некоторых слов другими, отличие в которых – разница в написании, отсутствии слова или добавлении слова. И все это противоречило кораническому письму, которое утверждено единогласно».

«Кираат» (القراءات), которым пользуются люди входит в семь харфов, которые подтверждены пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и шесть из семи аннулированы общим мнением, и Коран написан на основе одного «харфа». Утверждая свое мнение имам Аль-Табарий сказал: «На сегодня у мусульман существует один «харф», который был выбран пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а остальные были аннулированы».

Продолжение следует ان شاء الله

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика