Исполнительность — послушание (Рубрика — «Размышление и Коран»)

بسم الله الرحمن الرحيم

aljazariyaИсполнительность — послушание

Каждый хочет что-то делать для себя, заниматься любимым делом, играть, отдыхать, гулять, развлекаться и быть свободным человеком, но исполнять указания, слушаться кого-то и подчиняться кому-либо хочется далеко не каждому. Поэтому мало кто обращает внимание на такое качество характера как исполнительность – послушание (подчинение). Большая часть людей считают исполнительных и послушных слабыми, зависимыми, безвольными и не самостоятельными людьми. А также считают, что они в большей степени делают то, что им говорят. И если им ничего не будут говорить, то они сами не сообразят «как поступать и что делать» и не могут решиться на то или иное дело (боятся это сделать самостоятельно) и считают, что они зависимы от общества и окружения. Другими словами, этих людей понимают так, будто они живут мыслями, словами и делами других людей, а не своими. Считают также, что исполнительными и послушными людьми можно легко управлять, манипулировать и пользоваться ими в своих интересах, т.к. они послушно выполняют, то, что им скажут и, что они не имеют своего «Я» и живут не для себя, а для других. Другими словами не живут, а существуют. Это мнение большинства.

Это качество характера предопределение Всевышнего Аллаха, но человеческий фактор в данном случае играет особую или одну из главных ролей и ведь Всевышний дал свободу действий человеку, но за это он будет спрошен, и т.к. в хадисе-кудси (слова Аллаха, переданные пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует) сказано:

« ……О рабы мои, это ваши дела, а Я их исчислю и сполна воздам вам за них, и тот, кто найдет благо пусть воздаст хвалу Аллаху, а тот, кто найдет нечто иное пусть не пеняет ни на кого кроме самого себя». (Муслим)

То, что предопределил Всевышний Аллах, знает только Он сам, а мы должны создавать благо для себя сами и прикладывать все усилия, чтобы воспитать все благородные и достойные качества в себе и своем потомстве. Ведь Аллах в Коране сказал:

إِنَّ اللَّـهَ لَا يُغَيِّرُ‌ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُ‌وا مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Я не изменю ваше положение до тех пор, пока вы не измените себя (сами)» (Коран 13\11)

Так помогите же сами себе изменить жизнь к лучшему. Это качество характера развивается посредством воспитания и играет основную роль в жизни человека, т.к. человек от утреннего пробуждения и до самого ночного сна находится в чьём-то подчинении. А подчинение подобно выгодной или губительной торговле своею душою.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«…Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит». (Муслим)

 

В детском и юношеском возрасте, когда люди находятся под крылом у родителей (опекунов), воспитание зависит от них, а когда человек взрослеет и отрывается от своих родителей, его воспитание напрямую зависит от самого себя. К сожалению, современные родители мало внимания уделяют воспитанию детей. Желания ребёнка сейчас ставятся выше порядка и строгого воспитания, выше определенных общих справедливых норм, ограничений и правил. И все это отражается на отношении ребенка к окружающим, на его отношении к родителям, учителям, руководству на работе и взрослым вообще. Родители не требуют от них послушания, а сами внимают капризам детей, чтобы отвлечь их (мультфильмами, компьютером и т.п.) и не заниматься воспитанием. Ведь для этого надо трудиться, уделять время, терпеть их незнание, глупости и всевозможные детские шалости. Надо одновременно быть и мягкими и строгими (кнут и пряник) и не надо считать, что если дети находятся рядом, то у них все хорошо и они ни в чём более не нуждаются (а внутренний мир человека?). Если такого воспитания нет, то дети вырастают непослушными и становятся со всеми наравне, а также командирами, начальниками и всезнающими и все понимающими. Но при этом то, что они знают, то, что они понимают, то, как они себя ведут (словно начальники и командиры) не соответствует общим справедливым и истинным нормам, ограничениям и правилам, т.к. у них нет соответствующих знаний и жизненного опыта. Раньше было наоборот, родители давали задания детям (капризы родителей как дети сейчас считают), а дети независимо от своих желаний исполняли их волю и почитали своих родителей. Сейчас большинство детей не слушаются, не подчиняются и не исполняют указания своих родителей, а потом в течение жизни вообще перестают уважать, помогать и почитать своих родителей.

Неисполнительный – непослушный ребенок, находясь под крылом, под защитой и материальным обеспечением (содержанием) своих родителей отвечает, что он сам знает, что ему делать, как ему жить, что ему учить, с кем ему общаться, на что тратить время и что ему понадобится и что не понадобится в жизни. Он показывает себя независимым, хотя полностью зависит от обеспечения, укрытия, защиты, заботы, лечения и внимания. Если многое позволено родителями, то в сознании детей это будет позволено перед всеми остальными людьми, т.е. перед учителями, руководством на работе, пожилыми и старшими из вас. Если вы не будете добиваться исполнения своих указаний детьми, то в дальнейшем они будут вам указывать: что им делать, как жить, решат, что половина школьных предметов не обязательна для изучения и в будущем это не понадобится, что им не надо учиться, т.к. они сами все и так знают и т.п.

Чтобы добиваться от детей полезного, необходимо терпение и стойкость в своем решении и правильное понимание того, кто кого воспитывает. Но не забывайте периоды детства, когда необходимо вложить всю свою любовь и заботу к своему ребенку (от рождения до 4-7 лет), чтобы у него появилось доверие к вам и в дальнейшем проявляйте мягкость к ним. В воспитании главное не переусердствовать, т.к. требуя от ребенка, оставляя без внимания его внутреннее душевное состояние, можно легко травмировать его психику и занизить самооценку, а это может проявиться комплексами на всю жизнь. Развивайте, т.е. практикуйте мягкость, заботливость и терпеливость по отношению к ним. Очень важно при всем этом уметь слушать детей, чтобы давать им возможность душевно раскрыться и сблизиться с вами. Показывайте им, что они очень нужны вам, и что они очень хорошие, красивые, умные, исполнительные и полезные дети. Такое отношение к детям, вызывает у них желание стать теми, кого вы в них видите.

Со школьной скамьи каждый должен приучать себя выполнять все задания учителей и родителей по учебе и поведению в обществе, по отношению ко всему. Учителя — это те люди, которые требуют от вас для вашего же блага. Также в любом другом образовательном учреждении (училище, техникуме, институте) студент выбирает, что ему важнее (например, только спец. предметы без общеобразовательных) и только их учит, и не обращает внимания, и не изучая другие предметы, тем самым, считая себя более знающим, чем родители, чем преподаватели и те, кто создал эту программу обучения. А некоторым важен только диплом без знаний даже спецпредметов. Такой ребенок не делает того, что ему говорят (т.е. не слушает), а делает то, что сам себе говорит и считает нужным, и выбирает не то что полезно, а то, что легче, лишая себя полезных знаний и дел. И, как видите, такое качество как непослушание — неисполнительность мешает человеку учиться и расти умственно, морально, нравственно и заставляет остановиться, не идти выше, ведь зачем ему учиться, развиваться (исполнять указания, слушаться кого то) если он сам уже все знает. Пусть даже он выучится, получит специальность, устроится на работу и на работе этот человек также, получая задание, не будет слушать советов своего руководства, т.к. он сам знает как это лучше сделать. Этот подход к работе многим руководителям не нравится. Поставьте себя на место руководителя и вам наверняка не понравится когда дела делаются не по-вашему. К такому человеку пропадает доверие. Чем больше вы считаете себя правым и знающим перед родителями, учителями, руководством на работе и взрослыми, тем больше вам приходится что-то им доказывать, спорить с ними и тем более оговариваться, то значит, вам не хватает послушания, исполнительности и подчинения в багаже вашего нрава, так что пополняйте его. Всезнающие люди и исполнительные люди, противоположны друг другу. И если человек будет стараться в первую очередь делать, не то, что хочется ему, а то, что хочется людям (больше прислушиваться к указаниям, мнениям, советам и пожеланиям окружающих), то тогда не вы будете искать работу, хорошее окружение и близкого человека, а вас будут искать как отличного работника, хорошего брата-друга и хорошего семьянина. Переверните ценности «все для себя» на ценности «все для окружающих» (слово людей, дело людей, имущество людей, здоровье людей, положение людей должно быть намного выше, чем ваше) и все это имеется в виду, чтобы не отказывать людям в их просьбе, в совете, в пожеланиях. Тот кто делает все по своему ему нес чем сравнить именно на своем опыте чужое дело, т.к. пока он сам по чужому не сделает не поймет на чужой шкуре чужое мышление со своим. А тому, кто делает не по-своему, т.е. так как ему сказали, всегда есть с чем сравнить свое мышление с чужим, он умеет сравнивать, поставить себя на место другого человека. Это развивает в человеке сострадательность и отзывчивость к окружающим, уничтожает эгоизм и сближает с обществом. И как видите, это качество не безвольного, не несамостоятельного и не зависимого человека, а качество благородных людей. Послушный старается делать все, чтобы им были довольны окружающие (довольство Аллаха в довольстве людей) и он живет мнением окружающих людей, хотя каждый имеет свое мнение, но для некоторых мнение окружающих является средством сравнения со своим и определения истины. И увидите, что делая для окружающих, оказывается, делаешь для себя и копишь в копилку полезные знания и хорошие дела, которые обязательно вернутся.

Также необходимо заниматься воспитанием детей через совместный семейный труд. Большинство родителей привыкло, что их дом — это олицетворение отдыха, расслабления, удовлетворения, а дома в семье самое главное место труда для каждого человека, как для ребенка, так и для самого себя. Сейчас люди трудятся где-то, а дома отдыхают, не вкладывают совместный (мужской-отцовский, женский-материнский и детский) труд в семью, чтобы способствовать умственному, духовному и физическому развитию друг друга (особенно детей), лечить друг друга, вести здоровый образ жизни, кормить друг друга, одевать друг друга, создавать уют (комфорт) и спокойствие друг для друга, быть примером и иметь уважение друг перед другом, общаться друг с другом, дарить подарки друг другу, проводить мероприятия и активный отдых друг с другом, помогать друг другу, защищать друг друга, обеспечивать необходимым материальным друг друга, быть исполнительными и послушными друг перед другом. Дети это впитывают и учатся этому. Кажется, что стараешься для кого-то, а оказывается, что исполняешь и получаешь пользу только для самого себя, для своего же блага, для своего же счастья. Все, что человек делает для других ему возвращается сполна (если исполняет чье-то веление, значит получает исполнение в ответ, если отказывает кому-то значит получает отказ в ответ). Главное чтобы эти дела были полезными как тому, кому делаешь, так и всем окружающим и себе.

Неисполнительный и непослушный ребенок является неуправляемым ребенком. Ведь это так! А как я вначале сказал, мнение большинства людей таково, что исполнительным — послушным человеком можно управлять, манипулировать. Получается, что это ошибочное мнение, т.к. один человек делает что то намеренно, а другой это делает не осознавая. Тогда зададим себе вопрос: что же лучше быть управляемым человеком или не управляемым? Не управляемый человек не слушает советов людей и все делает по своему, а управляемый человек делает все, послушав и посоветовавшись с родителями, семьей, со знающими людьми и с теми, кого это непосредственно касается и примет разумное решение, которое удовлетворит всех.

Не исполняя указания родителей, учителей ребенок развивает в себе лень, которая не хочет, не может или не умеет решать сложные задачи и дела. Другими словами ищет, как уйти от дела, чтобы не напрягаться и не мучить себя и найти готовый — легкий ответ и решение. Лень — противоположность труда, а значит отсутствие блага в жизни, т.к. легкое дело приводит к трудностям, и в конечном итоге к печали и несчастью, а трудности (т.е. труд умственный, моральный — духовный, физический) приводит к облегчению и радости. Вы видите, что неисполнительность, непослушание также связано с ленью. Исполняя указания, поручения и задания человек большее внимание обращает на желания окружающих, а не на свои (ленивые, бесполезные и вредные). Из этого следует, что чем меньше исполняешь указания родителей, учителей, начальства на работе тем больше поддаешься своим желаниям и развиваешь лень и наоборот, чем больше исполняешь указания родителей, учителей, начальства на работе тем больше побеждаешь свои желания и развиваешь такое хорошее качество как трудолюбие. «Праздный ум мастерская дьявола, ибо ничего не делая, мы учимся плохим делам».

Когда ребенок исполнительно – послушно выполняет все задания по каждому предмету, он не смотрит получится или не получится ему решить их, сложная ли перед ним задача или легкая, независимо от всевозможных нюансов, трудностей и препятствий он будет стремиться ее решить, так как для него очень важно показать себя с хорошей стороны и послушно исполнить указания. Исполнительность-послушание также развивает такие качества характера как упорство — настойчивость в человеке, т.к. он стремится выполнить — исполнить дело до конца и получить хороший результат, чтобы им остались довольны.

Многие сложные задачи дети не решают сами, а переписывают из тетради соседа, из-за неисполнения указаний учителей или родителей перестают развивать свое мышление и логику. Исполнительный послушный ребенок, выполняющий все указания и задачи учителей самостоятельно, всегда работает умственно и развивает мышление и логику. В результате умственной работы ребенок развивает сообразительность. В дальнейшем она помогает решать проблемы в любых жизненных ситуациях: дома, в школе, с друзьями, в спорте, в отдыхе, в других учебных заведениях, на работе, на любом жизненном пути и на выборе этого пути. И поэтому у многих учеников появляются вопросы, а зачем мне нужны эти задачи с синусами — косинусами, эти решения с интегралами, с логарифмами, с дифференциальными уравнениями, решения различных теорем и т.п. Ответ прост — для развития сообразительности. Исполнительный человек не задает много вопросов и послушно исполняет указания родителей, учителей, руководства на работе, даже если дело вызывает много вопросов.              Сообразительность помогает находить правильные ответы и мудрые решения во всех сферах деятельности и в любых жизненных ситуациях ни сколько не связанных с синусами – косинусами, с интегралами, с логарифмами, с теоремами, различными формулами и т.п.. Развивая сообразительность, привыкая к решениям задач, вы не боитесь сложностей (труда) и можете быстро ориентироваться что и когда вам надо и это влияет на быстроту и качество выполнения того или иного дела и создания хороших доверительных отношений. Кто-то сложное дело может сделать с легкостью (человек с головой, т.е. сообразительный), а кто-то может легкое дело делать с таким трудом (туго соображающий). Исполнительному не надо постоянно повторять, что ему надо сделать (исполнить) он всегда и везде сам все смотрит и видит на шаг вперед и делает все заранее и быстро.

Слушая и исполняя указания родителей, учителей и взрослых по заучиванию книги Аллаха, хадисов (изречения пророка, да благословит его Аллах и приветствует), стиха или какого-нибудь правила в школе, какой-нибудь технологии, принципа решения задачи на работе и т.п., вы развиваете в себе хорошую память. Но также какую бы человек не имел память, он по своей сути забывчивый и ему необходимо свою память разгружать. Для того чтобы разгрузить свою память необходимо записывать все, что надо запомнить (это касается правил, принципа решения задачи, составления планов работы и т.п.), тем самым освобождая свою память и не отвлекаясь от дела и не напрягая себя, когда надо заниматься текущим делом. Для человека необходимо напоминание, а основное напоминание человеку приходит через письмо и чтение.

Также исполнительный ребенок кроме выполнения всевозможных задач, слушает указания учителя по соблюдению всех правил поведения человека в обществе. Например, в школе на уроке каждому хочется что-то сказать, что-то сделать, повернуться, покрутиться, попрыгать с места на место, сказать что-нибудь товарищу, поиграть, пошутить и посмеяться. Но послушный и исполнительный всегда слушает и исполняет указания учителей. Он не разговаривает, когда ему говорят слушать, не вертится и не пересаживается с места на место когда надо заниматься, не играется и не отвлекается, когда надо что-то решать и учить, не перебивает собеседника, когда надо слушать, другими словами исполнительный ребенок дисциплинирован. Дисциплина играет ключевую роль в жизни человека, это одно из лучших качеств и она также развивается через послушание и исполнительность. Дисциплинированный человек никогда и никому не мешает. В самостоятельной взрослой жизни он живет по плану, распорядку и расписанию, которые сам себе составляет и всегда знает, что и когда он делает.

Если человек слушается кого-то, исполняет чьи-то указания, то он борется с гордостью и высокомерием, т.к. внутренний голос нашёптывает: «Зачем ты это делаешь? Этот человек не заслуживает такого отношения с твоей стороны!», и хочет поставить тебя выше него. Гордый и высокомерный человек не будет делать и исполнять то, что как кажется, унижает его достоинство (грязная, низкооплачиваемая работа, женская работа для мужчин, получение знаний, которые навряд ли пригодятся в будущем, низкооплачиваемая и простая должность) и исполнять указания тех, кого они считают менее грамотными. Послушание усмиряет в человеке высокомерие, гордость и развивает умение слушать и подчиняться людям, какими бы они не были: младшими, слабыми, бедными, больными и беспомощными. Это выравнивает социальное положение людей. Это помогает развить в себе смирение и кротость. Гордость и высокомерие одно из препятствий для нравственного и даже умственного развития, так что следует избавляться от этих преград. Исполнительный и послушный человек далек от эгоизма. Эгоист старается только для себя, а исполнительный в большей степени старается для окружающих и близких людей.

Исполнительный человек верный и преданный. Если он дал обещание, то обязательно его исполнит. И такому человеку всегда будут доверять работу, материальные ценности, отношения (братско — дружеские, родственные (создание брака), деловые, договорные и т.п.). Исполнительный человек верный и преданный: брат (сестра), сын (дочь), муж (жена), отец (мать), ученик (учитель), работник. Он верен и предан самому себе (своим целям, задачам, словам, делам) и верен и предан Аллаху. Он знает свои обязанности и исполнительно выполняет их.

У каждого человека есть свободное время, и только он решает, как его потратить и что лучше приобрести. Моральное, духовное, нравственное приобретение намного лучше, чем материальное, ведь 1000-10000 руб. намного легче заработать, чем например, заработать (выработать) в себе терпеливость, настойчивость, трудолюбие, сообразительность и дисциплинированность. Многие считают, что вообще невозможно изменить себя. Это не так дорогой мой читатель. Уверяю вас, можно. Приобретая с трудом какое-либо качество характера, ни в коем случае не потеряешь его, а материальных ценностей можно очень легко лишиться. А если приобретаешь нравственные качества то, материальные блага начинают притягиваться сами собой, потому что недостаток чего-либо материального или его отсутствие обычно происходят из-за нехватки тех или иных качеств характера (трудолюбия, терпения, стойкости, дисциплины и т.п.). Исполнительный человек знает, на что лучше потратить время с пользой для себя и что ему принесет прибыль как моральную, духовную, нравственную так и материальную. Исполнительность также дает правильную оценку свободному времени и дает правильное понятие, что такое свобода действия. Умеющие ценить свободное время (т.е. люди, у которых его очень мало), всегда используют его с максимальной пользой для себя, и для окружающих. У исполнительного человека свободного времени мало и его действия ограничены (т.е. не свободны), т.к. они исполняют, чьи-то указания.

Исполнительный человек развивает терпение и учится управлять своими эмоциями.

وَاصْبِرُ‌وا ۚ إِنَّ اللَّـهَ مَعَ الصَّابِرِ‌ينَ

«Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми». (Коран 8\46)

Большая часть людей постоянно обращается к другим с различными просьбами, а остальная часть исполняет их просьбы снова и снова. Пользуясь их безотказностью, люди часто не отвечают взаимностью и «садятся на шею». Некоторые понимают и отвечают взаимностью, а другие могут ездить на тебе, и сколько им не объясняй, все равно будут обращаться с просьбами снова и снова, и не думая о взаимности. В общении с такими людьми необходимо развивать терпение, т.к. нравится тебе или нет, ты должен исполнять их указания по различным договорным или рабочим отношениям (сохранять свое благородное и доброе лицо при любых обстоятельствах). И если человек терпелив, он обязательно дождется того момента, когда его заметят и предложат ему что-то лучшее для него (привлечет интерес к себе) или навяжет взаимные отношения в ответ. Если есть спрос на полезного и исполнительного человека, то обязательно будет и предложение, главное развивать в себе качества полезного и исполнительного человека не зависимо от того, как к вам будут относиться, т.е. к вам плохо — вы хорошо, к вам плохо — вы хорошо и не менять свою позицию. Поэтому человек должен сохранять свое лицо исполнительного, послушного и полезного человека при любых и даже плохих отношениях.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Силен не тот, кто всех валит с ног, силен тот, кто может сдерживать гнев» (Аль-Бухари)

И нужно учиться терпеть такое отношение и обязательно настанет момент, когда придет справедливость от Аллаха, а Аллах лучше знает что полезнее для человека (т.е. сколько придется терпеть и сколько в этом блага). А терпеливый в свою очередь учится думать, как решить то или иное дело справедливо и благородно без эмоций (злости, гнева), а это самая лучшая справедливость от Аллаха — научиться трезво (с ясной головой, без гнева) и правильно думать. Абу Са’ид ал-Худри сказал:

«Терпелив лишь тот, кто сам пережил неудачи. Мудр лишь тот, кто сам прошел испытания».

Когда люди видят спокойствие, справедливость и благородство (одним словом добро) терпеливого человека, даже при многократном плохом отношении к нему, то они понимают, что этого человека на самом деле не используешь в своих целях и что он очень сильный человек (стойко держит добро в себе). Люди начинают настораживаться и уважать таких людей, т.к. злом добро не победишь, если оно в вас стойкое. Качества шайтана (гнев, злость, зависть, высокомерие) в человеке усмирят только качества ангела (разум и добро). Отвечая на плохое хорошим, вы не только сохраняете свое лицо благородного человека, но и неумышленно прививаете добро и мир людям.

Если кто то от исполнительного и послушного человека получит совет, то это будет наилучший совет, т.к. он не будет дан основываясь лишь на его мнении, его понимании и на эмоциях, чувствах и желаниях, а будет справедливым и взвешенным, с учётом мнения окружающих.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению и к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще» (Аль-Бухари)

Он исполнительно выслушает все советы и примет правильное решение. Если ему доверить дело, то никто не сможет его выполнить лучше (т.к. он будет учитывать все пожелания, доверившего ему дело и выполнить все указания). Если у него появится свободное время, то лучше исполнительного человека никто не сможет его использовать с пользой для себя, т.к. он в большей степени лишен свободного времени и ценит каждую минуту личного времени.

Тот кто исполнителен, послушен перед людьми, тот исполнителен и послушен с самим собой. Каждый ставит себе задачу, составляет для себя план ежедневный, еженедельный, полугодовой, годовой и на долгий период (большая цель сроком на 5-10…лет), т.е. строит свою жизнь и исполнительно и послушно перед самим собою исполняет свои задачи, планы, цели. Исполнительный и послушный человек требователен к самому себе, так же требователен, как и родители к нему. Развивая в себе и в своих детях исполнительность, развиваешь в себе и в своих детях требовательность к себе. Исполнительность помогает добиваться поставленных задач, осуществления планов, целей и он лучше других построить счастливую жизнь.

Исполнительный и послушный перед родителями, учителями, начальством и взрослыми, пожилыми, исполнительный и послушный к выполнению заветов пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, использующий его жизнь (исполнять его действия, веления), как пример для себя, чтобы заслужить счастливую ближнюю и будущую жизнь. Аллах послал пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы привести нам пример наилучшего нрава и сделать человека благородным и благодарным рабом Аллаха. Исполнительный и послушный человек является самым исполнительным и послушным перед Аллахом, т.к. он исполняет приказы Всевышнего лучшим образом из-за желания получить Его довольство и лучшую награду – Рай.

Итак, послушный и исполнительный человек обладает силой воли, сдерживает свои желания, борется с ленью, высокомерием и эгоизмом. Не боится быть полезным в обществе, которое считает его слабым и хочет использовать в своих целях (не идет на поводу ленивого и бесполезного общества), Такой человек дисциплинирован, упорен и настойчив. Развивает сообразительность, и всегда растет в умственном, моральном и нравственном направлениях. Он покорный раб Аллаха.

Р.К.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика