Применение истиа’зы не в начале суры — Взывание к помощи (истиа’за) Часть III

tajwidru_istiaz

الإسْتِعَاذَة
Взывание к помощи
(истиа’за)

Часть III

Применение истиа’зы не в начале суры

 

Под «не началом суры» подразумевается, что чтец начинает с  جزء / حزب / ربع / ثمن  или другого места, а также отдаляется хотя бы на одно слово от первого. В этом случае выбор остаётся за чтецом – читать ли истиа’зу, басмалу и аят или начать чтение без басмалы. Произнесение басмалы предпочтительно по причине получения награды от Аллаха.

 

Имам Ибн Баррий сказал:

 

وَ اخْتَارَهَا بَعْضَ  أُولِى الأدَاءِ       لِفَضْلِهَا فِي أوّلِ الأجْزَاءِ

 

«Некоторые чтецы выбрали это (чтение басмалы)

Из-за достоинства чтения перед джузами».

 

Основываясь на разногласиях учёных по этому вопросу, выбор между четырьмя вариантами, представленными в предыдущем разделе, оставлен чтецу.

Если чтец не будет произносить басмалу, то он может выбрать любой из двух вариантов:

– произнесение истиа’зы, отдельное  от  начала аята;

– произнесение истиа’зы, совместное с началом аята.

 

Учёные отдают предпочтение первому варианту, особенно если в начале аята упоминаются имена Аллаха   или местоимения, указывающие на Него, например:

 

اللَّـهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُوا

«Аллах   Покровитель тех, которые уверовали». (Коран 2/257)

 

وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَ

«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он».  (Коран 6/59)

 

إِلَيْهِ يُرَ‌دُّ عِلْمُ السَّاعَةِ

«К Нему восходит знание о Часе».  (Коран 41/47)

 

В вышеприведённых и подобных им случаях остановка после истиа’зы предпочтительна из-за возможного искажения смысла.

Шейх Мустафа аль-Майхий сказал: «Произнесение басмалы предпочтительно, особенно в таких аятах, как:

 

إِلَيْهِ يُرَ‌دُّ عِلْمُ السَّاعَةِ

«К Нему восходит знание о Часе».  (Коран 41/47)

 

وَهُوَ الَّذِي

«Он   Тот, Кто…»  (Коран 6/97)

 

из-за появления отталкивающего смысла. Правило арабского языка гласит, что слитное местоимение прикрепляется (возвращается) к ближайшему существительному».

 

Учёный аш-Шихаб аль-Банна говорит о запрете совместного чтения истиа’зы и начала суры, если она начинается с имени Пророка r, например:

مُّحَمَّدٌ رَّ‌سُولُ اللَّـهِ

«Мухаммад  Посланник Аллаха».  (Коран 48/29)

 

Также он говорит о запрете чтения басмалы перед аятами, начинающимися именами шайтана, по причине приобретения ими искажённого смысла, например:

 

الشَّيْطَانُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ‌

«Сатана угрожает вам бедностью».  (Коран 2/268)

 

لَّعَنَهُ اللَّـهُ

«Аллах проклял его». (Коран 4/118)

 

Имам Ибн аль-Джазарий приводит слова учёных: «Начиная чтение с середины суры «Покаяние», чтец решает, произносить ли ему басмалу или оставить. Известно мнение некоторых учёных о запрете произнесения басмалы в середине суры по причине её отсутствия в начале».

 

Продолжение следует إن شاء الله

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика