Важность знания мест артикуляции Часть I

7rNRSuRDw5UДорогие посетители нашего сайта, представляем вашему вниманию перевод книги «Ошибки совершаемые чтецами и заучивающими Книгу Всевышнего», автором которой является Хасан Хадия, любезно предоставивший этот труд для широкого круга российских читателей. Да воздаст Аллах ему многократным благом и дарует ему долгих и плодотворных лет жизни.

Часть I

Важность знания мест артикуляции
и свойств арабских звуков

Многие преподаватели таджвида, к сожалению, не уделяют должного внимания ознакомлению своих студентов, заучивающих текст Священного Корана, с местами артикуляции и свойствами звуков. Но, несомненно, достичь совершенного чтения Книги Аллаха без этих знаний невозможно. В основном, курс таджвида принято начинать с изучения правил, касающихся «нун» и танвина или других правил, обходя стороной важнейшую тему, являющейся основой таджвида – тему о местах образования и свойствах звуков. Знание этой темы гарантирует правильное произношение коранических слов и полноценное применение правил чтения Книги Всевышнего, таких как идгам, изхар и т.д. Эта ошибка повсеместно встречается в современных трудах по рецитации Корана.

Некоторые чтецы считают, что звуки должны произноситься естественным образом, и знания о местах артикуляции звуков необязательны. Это мнение ошибочно, т.к., по причине воздействия других языков и диалектов, дефектов речи и неправильного преподнесения знаний, свойства звуков смешиваются и искажаются.

Подводя итог под сказанным выше, можно сделать вывод, что поэтапное изучение таджвида необходимо для приближения к совершенству.

Аль-Мараший сказал: «Арабское слово таджвид означает «улучшение», т.е. таджвид – это наука, которая определяет все свойства звуков, их местонахождения и правильное произношение».

Ад-Даний сказал: «Совершенное знание таджвида – это применение в полной мере знаний о местонахождениях звуков и их свойствах».

Невозможно оставлять без внимания эту базовую тему в современных книгах, обходя её вниманием преподавателей и студентов, т.к. даже такие уважаемые учёные рецитации Корана отводили ей столь высокое место, считая основой таджвида. Далее приведены основные причины, по которым изучение мест артикуляции звуков и их свойств отошло на второй план.

1. Разногласия учёных в количестве мест артикуляции звуков и их свойств

В среде учёных бытуют разногласия относительно количества мест артикуляции звуков и их свойств, что вводит в недоумение многих студентов, отдаляя их от ознакомления с этой базовой темой, и это влечёт за собой отсутствие знаний основных правил таджвида. Разногласия можно увидеть, рассмотрев труды учёных.

Имам Ибн аль-Джазарий сказал: «Учёные имеют разногласия по количеству мест артикуляции арабских звуков. Наиболее достоверным является мнение, что мест артикуляции семнадцать, его придерживались учёные-предшественники, такие как Аль-Халиль бин Ахмад, Маккий бин Абу Талиб, Абу Касим аль-Хузалий, Абу Аль-Хасан Шурайх и другие. Также сторонником этого мнения был Абу Али ибн Сина, издавший отдельный труд о местах артикуляции звуков и их свойствах.

Многие учёные чтецы и грамматики говорят о шестнадцати местах артикуляции арабских звуков, исключая ротовую полость, которая является местом образования удлинительных звуков и лин. Они считают местом образования «алиф» – дальнюю часть гортани, а «вав» и «йа» с основными звуками.

Куртуб, Аль-Джурмий, Аль-Фарри, Ибн Дарид и Ибн Кайсан придерживались мнения, что мест артикуляции арабских звуков четырнадцать, объединяя места образования «лям», «нун» и «ра», определив его как край языка».

Существует мнение, что каждый звук имеет отдельное место образования, его придерживается Ибн Аль-Хаджиб Усман бин Умар. Также есть мнение, что мест артикуляции три – гортань, рот и губы, его высказал Маккий бин Абу Талиб Аль-Кайсий в книге «Аль-Кашф».

Разумеется, среди такого большого количества мнений студенту, изучающему таджвид, легко растеряться. Нет единогласного мнения учёных и по поводу количества свойств звуков арабского языка.

Маккий бин Абу Талиб придерживается мнения, что свойств арабских звуков сорок четыре: «Изучив все двадцать девять букв, я выделил сорок четыре звуковых свойства, посвятив каждому из них отдельную главу в своём труде».

Абу Амр Ад-Даний считал, что звуки арабского алфавита в совокупности обладают четырнадцатью свойствами.

Продолжение следует إن شاء الله

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика