Взывание к помощи (истиа’за) Часть II الإسْتِعَاذَة

tajwidru_istiaz

الإسْتِعَاذَة
Взывание к помощи
(истиа’за)
Часть
II

 

Время произнесения истиа’зы


Учёные единогласны, что истиа’зу следует произносить перед началом чтения Священного Корана. Однако бытует также и ошибочное мнение о том, что истиа’за произносится по окончании чтения. Приверженцы ошибочного мнения основываются на прямом понимании смысла аята, не учитывая правил арабского языка, без чего невозможно толковать Коран правильно.

Имам Абу Ша’ма при толковании Шатибия сказал: «Время произнесения истиа’зы – перед началом чтения, этого мнения придерживаются как учёные-современники, так и предшественники. Исключением являются те, кто говорит, что произносить истиа’зу следует по окончании чтения:

| tb#uäöà)ø9$# Nù&ts% #sŒÎ*sù

«Когда ты читаешь Коран…»

 

то есть приступая к чтению Книги Аллаха.

 

Похожий смысл содержит также аят:

 

#sŒÎ) óOçFôJè% ’n<Î) Ío4qn=¢Á9$# (#qè=Å¡øî$$sù

«Когда вы встаете на намаз, то умойте…». (Коран5/6)

 

и изречение пророка r:

 

إذَا تَوَضّأ أحَدكُمْ فَلْيَسْتَنْشِر وَ مَنْ أتَى الْجُمْعَةَ فَلْيَغْتَسِل

«Совершающий омовение пусть промывает носовую полость, а собирающийся на пятничную молитву пусть совершит полное омовение»

 

Во всех этих случаях применено правило аль-мукаддам ва аль-муаххр  (المقدم و المؤخر). Буква  ف «фа»  в начале аята называется فاء للترتيب («фа для порядка), и предложение приобретает смысл «прибегай к Аллаху  перед началом благого деяния». Этот аят в основе должен выглядеть таким образом: «если ты прибегнул к Аллаху от Шайтана, тогда читай Коран».

Имам аль-Вахидий сказал: «Богословы единогласны во мнении, что истиа’зу следует произносить, приступая к чтению Корана. Однако, передаётся со слов Абу Хурайры, Ибн Сирина, Дурвуда, что истиа’за произносится по окончании чтения, основываясь на прямом понимании смысла аята».

Имам  аз-Заджадж и другие учёные арабского языка сказали, что аят следует понимать так: «Если ты хочешь читать Коран, то прибегай к защите Аллаха  от шайтана».

Имам Ибн аль-Джазарий подробно разъясняет [1] и даёт ответ всем тем, кто придерживается мнения о чтении истиа’зы по окончании чтения Корана.

 

Значение истиа’зы

 

Истиа’за не является частью Корана, согласно единодушному мнению учёных. Вышеприведённый аят из суры «Пчёлы» следует считать дуа’ (мольбой) и понимать следующим образом: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от шайтана».

 

Абдульфаттах аль-Марсафий приводит слова имама аль-Касталани, толкователя сборника хадисов аль-Бухари: «Слово  «Шайтан» (شيطان )  является производным от глагола  «шатана» (شَطَنَ), означающего «отдаляться», что указывает на удалённость шайтана от человека по всем качествам. Под словом «шайтан» подразумеваются Иблис и его подчинённые». [2]

 

Разновидности применения истиа’зы

 

Приступим к рассмотрению темы о разновидностях применения истиа’зы при чтении Корана, т.е. её соединении с началом суры и соединении не с началом суры.

 

Соединение истиа’зы с началом суры

 

Единогласным мнением учёных выделено четыре варианта присоединения истиа’зы к началу суры (за исключением суры «Покаяние»):

1. Произнесение всех частей по отдельности: истиа’за, басмала, начало суры.

2. Совместное непрерывное чтение: истиа’за + басмала + начало суры.

3. Совместное произнесение двух первых частей и отдельно третьей части: истиа’за + басмала, начало суры.

4. Отдельное произнесение первой части и совместное произнесение второй и третьей частей: истиа’за, басмала + начало суры.

 

Соединение истиа’зы с началом девятой суры «Покаяние»

 

Существует два вида соединения истиа’зы с началом  суры «Покаяние»:

1. Произнесение истиа’зы отдельно от начала суры, без упоминания басмалы, по причине её отсутствия в тексте Мусхафа Османской редакции (истиа’за, начало суры).

2. Совместное произнесение (истиа’за + начало суры) без произнесения басмалы.

Существует несколько версий о причине отсутствия басмалы в начале суры «Покаяние».

Имам ибн ан-Назим сказал: «Учёные разногласят о причине, по которой басмала не приводится в начале девятой суры. Большинство учёных склоняется к тому, что причиной являются содержащиеся в ней аяты о боевых действиях, в числе которых двадцать девятый «аят меча». Другая группа учёных придерживается мнения, что сура «Покаяние» является продолжением предыдущей суры «Трофеи» (الإنفال) ».

Абдульфаттах аль-Марсафий сказал: «Точка зрения большинства учёных, в числе которых Абдаллах ибн Аббас  и Али бин Абу Талиб, наиболее достоверна».

Имам аш-Шатибий, который также является сторонником этого мнения, сказал:

 

وَ مَهْمَا تَصِلْهَا أوْ بَدَأت بَرَاءَة      لِتَنْزِيلِهَا بِالسّيْفِ لَسْتَ مُبَسْمَلا

«При слитном чтении или начиная с «Покаяния»            

Из-за ее  ниспослания в тематике меча».

—————

[1] «Ан-Нашр» Ибн Джазарий

[2] «Наставление чтецу» Абу ал-Фаттах ал-Марсафий

Продолжение следует إن شاء الله

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика