Взывание к помощи (истиа’за) Часть I

tajwidru_istiazالإسْتِعَاذَة
Взывание к помощи
(истиа’за)
Часть I

Истиа’за – термин, под которым подразумевают мольбу-просьбу о защите от проклятого шайтана, обращённую к Аллаху.

Формулы истиа’зы

أعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана»

Это наиболее предпочтительная форма, выбранная чтецами-передатчиками десяти достоверных чтений, но следует заметить, что существуют другие виды истиа’зы, исходящие от Пророка  и из аята:

«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от
изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха».
(Коран 16/98)

Абу А’мр ад-Даний говорит [1]: «Знай, что у чтецов-передатчиков предпочтительная формула истиа’зы – أعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ , потому что она соответствует Корану и сунне».

В Коране доказательство приводится в 98-ом аяте суры «Пчёлы»:

«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от
изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха».
А доказательством из сунны служит свидетельство Нафи’ бин Джубейра бин Мути’ма о том, что его отец говорил, что Пророк применял именно эту формулу при чтении Корана.
Эта форма истиа’зы признана приоритетной такими учёными-богословами как аш-Шафи’й, Абу Ханифа, Ахмад и др.
Некоторые учёные считают выбор этой формулы «иджма’» (единогласно принятым мнением), но это не является правильным, т.к. известны и другие формы истиа’зы, пришедшие из достоверных источников. Имам Ибн аль-Джазарий [2] приводит восемь формул в дополнение к общепринятой.
В книге «Аль-Мунир» приводятся формулы с указанием применявших их чтецов:

أعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ إنَّ اللهَ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيم

«Прибегаю к защите Аллаха от дьявола, побиваемого камнями, поистине, Аллах Всеслышащий, Всезнающий!»

Эта формула применялась Ан-Нафи’йем, Ибн А’миром, аль-Кисаийем.
أعُوذُ بِاللهِ السَّمِيع الْعَلِيم مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

«Прибегаю к защите Аллаха Всеслышащего, Всезнающего от побиваемого камнями дьявола!»

Ибн аль-Джазарий [2] (на основании хадиса, приведённого Абу Давудом от Джубайи бин Мут’има) упоминает формулу, содержащую меньшее количество слов, чем общепринятая:

أعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ

«Прибегаю к защите Аллаха от дьявола!»

Учёный аль-Мараганий сказал: «Вывод из контекста аятов таков: чтец должен прибегать к защите Аллаха от шайтана при чтении Корана, а выбор формы истиа’зы остаётся за ним, на что указывают аяты и хадисы».

Имам Ибн Баррий написал [3]:
وَ قَدْ أتَتْ فِي لَفْظِهِ أَخْبَار وَ غَيَرَ مَا فِي النّحْلِ لَا يُخْتَارُ

«Упомянуто в достоверных источниках об этом тексте
И кроме того, что упомянуто в суре «Пчелы»».

Растолковывая этот стих, учёный-современник Абдульфаттах аль-Марсафий сказал [4]: «Учёные разногласят по поводу использования только той формулы, о которой говорится в суре «Пчёлы», и чтец вправе выбирать форму истиа’зы. Слова имама «не применяется» следует понимать как «я люблю это». Чтец обязан применять одну из известных формул истиа’зы. Этого мнения также придерживался имам Аль-Мараганий».

حُكْمُ الْجَهْرِ وَ اْلإخْفَاءِ بِالإسْتِعَاذَة

Постановление о произношении истиа’зы

Произнесение истиа’зы вслух, приступая к чтению Корана, основано на действиях учёных-чтецов. И хотя передаётся, что имам Нафи’ и Хамза не произносили истиа’зу вслух при каждом чтении Корана, мнение о необходимости произнесения истиа’зы вслух перед началом чтения Корана является общепринятым.
Хафиз Абу Амру ад-Даний сказал [1]: «Мне не известно о разногласии учёных-чтецов по поводу произнесения истиа’зы вслух перед началом чтения Корана».
Хафиз Ибн аль-Джазарий сказал [2]: «Некоторые говорят о желательности произнесения истиа’зы, приступая к чтению Корана. Имам Абу Ша’ма произносил истиа’зу вслух, чтобы слышали окружающие. Он говорил: «Чтение истиа’зы вслух является религиозным обрядом. Один из аспектов этого действия – напоминание присутствующим о начале чтения Книги Аллаха »». Также он сказал: «Скрытое («про себя») произнесение истиа’зы разрешается при чтении в уединении или в кругу чтецов. Когда говорится о желательности произнесения истиа’зы вслух, имеется в виду напоминание о начале чтения Корана».
Абдульфаттах аль-Марсафий сказал [4]: «Произнесение истиа’зы вслух является необязательным, но желательным. В некоторых случаях наоборот, скрытое произнесение истиа’зы является желательным. Например:
– когда чтец в уединении, разрешается как скрытое произнесение, так и вслух;
– когда чтец читает скрыто;
– когда чтец читает в кругу чтецов, и он не является начинающим».

Учёные разногласят о том, является ли произнесение истиа’зы желательным или обязательным.
Первая группа учёных, придерживающаяся мнения о желательности произнесения истиа’зы перед началом чтения Священного Корана, обосновывает своё мнение 98-ым аятом суры «Пчелы»:

«Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха».

Они считают, что в этом повелении говорится о желательности произнесения истиа’зы перед чтением Корана. То есть, по их мнению, оставивший это действие не совершает греха.

Имам Ибн аль-Джазарий сказал:

…………….. وَ اسْتَحَبّ تَعَوّذ وَ قَالَ بَعْضُهُمْ يَجِبْ

« …….применение истиа’зы желательно
а некоторые считают его обязательным»

Мнение, которого следует придерживаться – мнение первой группы учёных.
——-
[1] «Ат-Тайсир» Абу Амр ад-Даний
[2] «Ан-Нашр» Ибн Джазарий
[3] «Ад-Дурар аль-Лавами`»
[4] «Наставление чтецу» Абу ал-Фаттах ал-Марсафий

Продолжение следует إن شاء الله

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Tajwid.ru: уроки таджвида, науки корана // При использовании материалов сайта гиперссылка на www.tajwid.ru обязательна! При поддержке духовного управления мусульман Саратовской области.

Яндекс.Метрика